Экскурсия в лес

26.09.2023

Экскурсия в лес

Цель: воспитание у детей экологической культуры: соблюдение правил поведения в природе, бережное и заботливое отношение ко всему живому.

Задачи:

показать детям красоту леса, многообразие животного и растительного мира;

продолжать учить детей отгадывать загадки, развивать навыки логичности и доказательства, развивать навыки устной речи;

учить детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей;

развивать речевое дыхание;

воспитывать у детей экологическую культуру: соблюдать правила поведения в природе, бережно и заботливо относиться ко всему живому.

Материал и оборудование: знаки «Правила поведения в природе», запись шума леса, игрушки животных, муляжи грибов, деревьев.

Предварительная работа: загадывание загадок; чтение сказок: «Медведь и солнце» Н. Сладкова, «Сказка про храброго зайца» Д.Н. Мамина – Сибиряка, «Синичкин календарь» В.Бианки др.

Ход прогулки:

  1. Вводная часть.

- Ребята, сейчас я загадаю вам загадки. Но загадки не простые, а волшебные: если вы их отгадаете, то отгадки появятся у нас в группе. Слушайте внимательно, не торопитесь, думайте (воспитатель загадывает загадки о деревьях, выставляет отгадки).

- Посмотрите, ребята, у нас в группе вырос лес. Но в лесу не только деревья растут. Что ещё растёт в лесу? Кто живёт? Слушайте следующие загадки (загадывает загадки о грибах, птицах).

- Посмотрите, какой красивый лес. Это потому, что вы все загадки отгадали. Молодцы! Вы хотите сходить в этот лес на экскурсию? Но, прежде чем пойти, давайте вспомним правила поведения в природе (дети перечисляют правила поведения в лесу).

- Молодцы! Но самое главное, что надо запомнить: в лесу нельзя громко разговаривать и кричать, особенно весной, когда наши пернатые друзья – птицы – высиживают птенцов, а у зверей появляются детёныши.

  1. Основная часть.

- Ну, что ж, пошли? Идите вместе, не отставайте друг от друга, иначе в лесу можно заблудиться. Но если вы вдруг заблудились, как надо позвать? Правильно «а-у-у». Давайте негромко скажем хором (индивидуально). Молодцы! Но, я думаю, нам не придётся шуметь в лесу.

- Ну, вот мы и пришли. Посмотрите как красиво в лесу: трава зеленеет, бабочки порхают, пчёлы жужжат, птицы поют. А какие птицы прилетают к нам весной (ласточки, скворцы, грачи, жаворонки…)? Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают к нам (перелётные)?

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, кто это сидит?

Дети - Мишка – медведь (индивидуальное и хоровое проговаривание).

Воспитатель: - Как кричит медведь?

Дети - Э-э-э (индивидуальное и хоровое проговаривание).

Воспитатель: - Давайте поздороваемся с ним. (Дети здороваются) Мишка, что ты делаешь?

Мишка: – Сушу штанишки.

Воспитатель: - Ребята, да мы знакомы с ним! Из какой он сказки?

Дети – Из сказки Н.Сладкова «Медведь и солнце».

Воспитатель: - Правильно. Что произошло в сказке? Кто намочил Мишке штанишки? Как это произошло? (Дети рассказывают)

Воспитатель: - Давайте ребята попрощаемся с Мишкой и пойдём дальше, не будем ему мешать. Идите аккуратно, не наступайте на насекомых, на цветы (показывает знаки). Посмотрите, ребята, какой красивый гриб. А он нам знаком. Как он называется (мухомор)? Давайте рассмотрим его (описывают). Запомните этот гриб. Но также запомните, что мухомор есть нельзя – он ядовитый, но и сбивать ногами тоже не надо, т.к. ими лечатся звери (показывает знак).

А вот и съедобный гриб – белый или боровик, но и его мы срывать не будем, т.к. у нас нет ножа, а ножку гриба срезают ножом, чтобы остался корень, то есть грибница (показывает знак). Если оставить грибницу, то на этом месте снова вырастет гриб.

- Посмотрите, ребята, какая красивая поляна. Остановимся на ней? Поиграем, отдохнём. Но, не забывайте, что нельзя шуметь.

 

Физкультминутка. Подвижная игра по желанию детей.

- Какие вы весёлые! Вам нравится в лесу? Садитесь на травку – отдохнём (проводится дидактическая игра «Найди детёныша»).

- Отдохнули? Пошли дальше. Идите аккуратно, не ломайте веточки. Заглянем за эту ёлочку. Ах! Как здесь грязно, сколько мусора! Прислушайтесь, то-то плачет.

(Под кустом сидит заяц).

Воспитатель: - Зайка! Здравствуй, зайка. Что случилось? Почему ты плачешь?

Заяц: – Как же мне не плакать? Были здесь вчера туристы, вот как вы: развели костёр, пили, ели, громко пели. Потом ушли, а мусор оставили. А я бежал и лапку поранил.

Воспитатель: – Бедный зайка. Ребята, у него кровь. У кого из вас есть платочек? Перевяжем зайке лапку (дети жалеют зайку, воспитатель завязывает лапку).

– Ребята, мы с вами говорили, что надо сделать, когда после отдыха стали собираться домой? (ответы детей) Давайте поможем зайке – соберём мусор (собирают мусор в пакет). Ну, вот, зайка, у тебя на поляне опять порядок. А ранку развяжешь, когда перестанет течь кровь. До свидания, зайка (дети прощаются).

Заяц: – До свидания! Приходите ещё.

(Вдалеке раздаётся песенка белочки)

Белка (взрослый): – ЦОК, ЦОК, Ц-Ц-Ц!

Воспитатель: – Ребята, кто это поёт? Чья это песенка? (белочки) Давайте споём тоже (дети повторяют). Смотрите, белочка.

Белка: – Здравствуйте, ребята! Я слежу за вами с первого шага, как вы вошли в лес. Вы мне очень понравились: никого не обижали, не шумели, помогли зайке навести порядок, перевязали ему лапку. За это я хочу вас угостить (белка угощает детей орешками, дети прощаются, уходят).

  1. Рефлексия.

- Ребята, понравилось вам в лесу? А что понравилось больше всего? (ответы детей). А мне понравилось всё: и пение птиц, и природа, и звери, которые нам встречались, и ваше поведение, но больше всего, что мы все вместе помогли зайке: навели порядок в лесу, оказали медицинскую помощь. Я думаю, что вы и впредь будете поступать также.

Теперь будем угощаться орешками от белочки.