Инновационный проект «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Инновационный проект

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

 Основная идея инновационного проекта

Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Во многих странах мира школьные психологические службы существуют в разных форматах и названиях сейчас. Исследовательские опросы показывают, что в разных странах трудоустроено разное количество психологов, работающих в сфере образования (более 100 тысяч человек). Кроме того, пропорция количества детей, приходящихся на одного психолога, значительно различается в разных странах. Это, очевидно, влияет на спектр и качество психологических услуг, которые психологи могут предложить. Для того чтобы дети, нуждающиеся в психологической помощи, совете и поддержке, могли получить их немедленно, необходимо в значительной степени увеличивать количество психологов. Без этого они будут продолжать работать в условиях крайнего напряжения и с ограниченным эффектом.

Школьные психологические службы имеют в разных странах разные формы. Часто встречается такой вариант, когда школьный психолог – учитель, получивший специальную психологическую подготовку, – обслуживает одну или несколько школ. Его основная обязанность при этом – консультация школьного персонала по вопросам обучения и воспитания учащихся. Он работает один или вместе с ассистентом, в задачи которого входит тестирование учащихся и поддержание контактов с различными службами, которые работают с детьми или их родителями.

В некоторых странах (например, в Швеции) психологи работают в команде из трех человек. Они приезжают в школу и решают проблемы, поставленные учителями и учащимися. Для этого проводятся различные психологические измерения, опросы, беседы, консультации.

Психологическая служба может существовать также в виде консультационного центра. В США психолог, как правило, не числится в составе школы. Он обслуживает целую группу или сеть школ. Его внимание направлено на оказание помощи учащимся, особенно проблемным детям. Существуют еще медицинские, психиатрические, медико-психолого-педагогические центры, обслуживающие школьников. Школьная психология в США традиционно закреплена законом, предписывающим иметь психологическую службу в государственном департаменте образования.

Психологические службы образования в мире строятся на основе двух возможных моделей организации, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог — в школе (образовательной организации) или вне школы (в консультации, центрах помощи, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти и др.).

Первая модель — модель школьной психологической службы, по которой организована на сегодняшний момент психологическая помощь обучающимся и в Республике Беларусь — предполагает работу практического психолога непосредственно в образовательной организации. Это позволяет психологу основательно вникнуть в реальную ситуацию, узнать как учителей, так и обучающихся, их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Такой педагог-психолог имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Психолог получает объективную оценку результативности своей деятельности (непосредственно наблюдая за тем, как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения произошли в образовательном процессе в результате его консультативной или профилактической работы). Эта модель, как принято считать, точнее отвечает решению перспективной задачи психологической службы образования (максимальному содействию развитию каждого учащегося) и в большей мере предусматривает такие активные формы деятельности специалиста, как психопрофилактику, психологическое сопровождение реализации образовательных программ, оценку образовательных результатов.

Вторая модель предполагает работу группы психологов в специализированном образовательном учреждении как особом научно-образовательном центре (при государственном или муниципальном органе управления образованием). В рамках этой модели психологи организуют работу с учителями и родителями в форме аудита, по договорам с образовательными организациями, с целью повышения психологической грамотности педагогов и родителей, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, осуществляют коррекционную работу с отдельными учащимися. Они выдают на основании профессиональных обследований рекомендации учителю или родителям по дальнейшей работе с учащимися, организуют постоянно действующие тренинги и научно-практические семинары по проблемам психологии детства, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений.

Развитие психологической службы должно предусматривать сочетание обеих моделей, иными словами — обеспечивать возможность взаимодействия психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования при организации психологической помощи участникам образовательного процесса.

Разработка единых подходов и требований к процессу оказания психологической помощи, позволит успешнее решать задачу повышения качества психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.

Использование разработанных методов и приемов оказания психологической помощи учреждении общего среднего образования позволит дополнить традиционные формы и методы работы педагога-психолога, повышая эффективность помощи каждому несовершеннолетнему с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.

свернуть

Календарный план реализации проекта

 

Календарный план

организации инновационной деятельности учреждения образования в рамках инновационного проекта

"Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования"

 

Мероприятия

Сроки

(примерные)

Ответственный

Примечание

1.

1.1. Изучение Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 года № 251.

1.2. Участие в инструктивно-методическом совещании и собеседованиях с педагогами-психологами по определению их роли в системе инновационной деятельности в рамках созданной Психологической службы района

Сентябрь 2021

Руководитель проекта Юстик И.В.

 

2.

Запрос на анкетирование педагогов-психологов и администрации учреждений образования на предмет готовности к инновационной деятельности

Сентябрь-октябрь 2021

Заместитель директора

Зуй В.А.

 

3

Запрос на анкетирование участников образовательного процесса по вопросам качества оказания психологической помощи

Октябрь 2021 – апрель 2022

 

Заместитель директора

Зуй В.А.

Отсроченная оценка результатов оказания психологической помощи участнику образовательного процесса осуществляется путем опроса или анкетирования по решению руководителя учреждения образования, оказывающего психологическую помощь, или СПЦ.

4

Участие в совещании при руководителе Психологической службы района «Распределение функциональных обязанностей педагогов-психологов учреждений общего среднего образования и СПЦ в реализации инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Октябрь 2021

Руководитель проекта Юстик И.В.

 

5.

Запрос на проведение психологических тренингов

Октябрь 2021 – апрель 2022

Заместитель директора

Зуй В.А.

В рамках Психологической службы района.

Периодичность – не реже 1 раза в 2 месяца

6.

Участие в совещании «Анализ работы по внедрению модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования в 2021-2022 гг.»

Апрель 2022

Руководитель проекта Юстик И.В.

 

 

свернуть