Проект «Школа-территория здоровья»

Программа проекта

Срок реализации: 2019 – 2022 годы

 

Обоснование и актуальность проекта

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Проблема здоровья учащихся вышла из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому основой деятельности по здоровьесбережению стало учреждение образования, где приоритетом является забота о сохранении здоровья обучающихся, формирование понятия ценности здоровья и создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения.

В рейтинге жизненных ценностей молодого поколения здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью финансового благополучия, семьи, дружбы и общения. Последствия такого невнимания, а подчас и безответственного отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация у учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие понятия ценности здоровья, снижает эффективность здоровьесберегающей среды учреждения образования, чем и обусловлена актуальность проекта «Школа –  территория здоровья».

 Проект «Школа - территория здоровья» реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» и предполагает создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). В учреждении образования проект будет реализован посредством совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья обучающихся

В государственном учреждении образования «Судниковская средняя школа» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.

На 01.01.2019 года в учреждении образования насчитывается             58 учащихся. Имеется 8 учебных кабинетов, 1 компьютерный класс, спортивный зал. Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время – на стадионе.

Работает столовая на 26 мест, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику.

В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов.

При исследовании социального статуса семей учащихся было выявлено, что число многодетных семей составляет – 11 (24 ребёнка), неполных семей – 14 (в них 17 детей). Семей, воспитывающих детей-инвалидов – 1 (1 ребенок).

Учебные занятия в I–IX классах организованы в две смены. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классе – 35 минут.

Ежегодно в период осенних, весенних и летних каникул для учащихся организовывается отдых и оздоровление в оздоровительном лагере c дневным пребыванием на базе учреждения образования, в круглосуточных лагерях на базе района.

Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимостей.

Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции. Учитель физической культуры и здоровья обеспечивает участие в районной спартакиаде учащихся Воложинского района.

Проводятся тематические мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков, направленные на формирование здорового образа жизни, семейных и духовных ценностей, на недопущение вовлечения учащихся в деструктивные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент.

Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

Цели и задачи проекта

Цель: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

формировать у учащихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

формировать психологическую установку на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий;

коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, рискованное половое поведение; наркозависимость и др.).

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Повышение компетенций в вопросах здоровьесбережения и здорового образа жизни.

Увеличение доли учащихся, вовлеченных в активную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.

Снижение доли учащихся с вредными привычками.

Снижение заболеваемости по сезонным заболеваниям.

Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного проекта.

Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности.

 

свернуть

План реализации проекта

1. Организация образовательного  процесса. Режим работы учреждения

1.1.

Расписание учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

сентябрь январь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

1.2.

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

сентябрь январь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений

1.3.

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (ОБЖ, физическая культура и здоровье, биология, химия, история, литература, география и др.)

по учебным программам в течение года

Педагоги

1.4.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания школьников

постоянно

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

педагоги

1.5.

Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащегося и отклонений в здоровье

постоянно

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги

1.6.

Создание условий и обеспечение материально-технической базы для проведения уроков физической культуры и здоровья

постоянно

Директор, заведующий хозяйством

1.7.

Организация в режиме учебного дня:

правильное размещение учащихся при посадке;

физминутка на уроках (1-11 классы);

гимнастика для глаз на каждом уроке;

режим проветривания;

динамические паузы между уроками

ежедневно

постоянно

Педагоги, классные руководители

 

1.8.

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья:

через проведение уроков по ОБЖ;

проведение классных часов, бесед, круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;

привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья;

работа лекторской группы по вопросам здорового образа жизни

По  плану

Педагоги, классные руководители, педагог социальный, фельдшер ФАПа

2. Контроль за учебной нагрузкой

2.1.

Рациональное распределение контрольных работ

График

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

2.2.

Контроль за дозировкой домашнего задания

По плану самоконтроля

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм  к условиям обучения обучающихся охраны их здоровья

3.1.

Выполнение санитарно гигиенических норм к условиям обучения в здании учреждения

Постоянно

Заведующий хозяйством

3.2.

Создание условий на территории учреждения для учебных, игровых занятий и отдыха

Постоянно

Заведующий хозяйством

3.3.

Обеспечение светового и теплового режима в учреждении

Постоянно

Заведующий хозяйством

3.4.

Своевременный инструктаж по охране труда и соблюдению требований санитарно-гигиенических норм работников учреждения  и учащихся

Регулярно

Ответственные  лица

4. Медицинское обслуживание

4.1.

Сбор информации о состояние здоровья детей

Сентябрь

Фельдшер ФАПа

4.2.

Плановые медицинские осмотры, прививки обучающихся

По плану

Фельдшер ФАПа

4.3.

Прохождение медицинских обследований работниками учреждения

По графику

Работники учреждения

4.4.

Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий

По плану работы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4.5.

Проведение Дней здоровья

По  плану

Классные  руководители, учителя физической культуры и здоровья

4.6.

Работа по подготовке к оздоровлению обучающихся в каникулярный период

В  течение года по плану

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4.7.

Анализ состояния здоровья обучающихся; подготовка листов здоровья

По   плану работы

Фельдшер ФАПа

4.8.

Контроль за состоянием здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача-педиатра)

Постоянно

Классный руководитель

4.9.

Просвещение участников образовательного процесса

По  плану работы

Фельдшер ФАПа

5. Организация здорового и рационального питания обучающихся

5.1.

Обеспечение столовой оборудованием и мебелью

Июнь - август

Заведующий хозяйством

5.2.

Выполнение распорядка питания согласно режиму

Постоянно

Ответственные   за организацию питания

5.3.

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

Ежедневно

Ответственные   за организацию питания

6. Организация внеурочной воспитательной работы

6.1.

Организация рациональной досуговой и внеурочной деятельности в шестой школьный день

Сентябрь, январь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

6.2.

Туристско-краеведческая деятельность

Просветительская деятельность:

классные часы, беседы; наглядная агитация

встречи с врачами-специалистами работниками;

По  плану работы

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители

7. Спортивно-оздоровительная работа

7.1.

Пропаганда и обучение приемам сохранения здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и здоровья

В  течение года

Учителя физической культуры и здоровья, ОБЖ

7.2.

Охват учащихся внеклассной спортивно-массовой  работой

Сентябрь

Учителя физической культуры и здоровья

7.3.

Организация внеурочных спортивных мероприятий (Дни здоровья, соревнования, походы)

По  плану

Учителя физической культуры и здоровья

7.4.

Работа спортивных секций, занятий дополнительного образования на базе учреждений

По  плану работы

Учителя физической культуры и здоровья

7.5.

Организация летнего оздоровительного отдыха школьников

Апрель  - июнь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

8. Контроль за состоянием здоровья обучающихся

8.1.

Статистические данные по состоянию здоровья обучающихся

В  течение года

Классные руководители

8.2.

Анализ воспитательной работы:

по профилактике злоупотребления ПАВ;

по спортивно-оздоровительной работе;

по туристско-краеведческой деятельности;

по развитию движения за здоровый образ жизни;

по просветительской деятельности за здоровый образ жизни.

В  течение года

 

 

 

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный, классные руководители 

8.3.

Анализ режима работы учреждения и учебной нагрузки учащихся

Согласно  плана самоконтроля

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

8.4.

Анализ работы педагогического коллектива по плану реализации программы по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи

Май - июнь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

8.5.

Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся на совещаниях

По  плану работы

Директор, заместители директора

8.6.

Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся  с родителями

По  плану работы с родителями

Классные руководители

8.7.

Контроль за соблюдением ТБ, ППБ, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении

Постоянно

Заместители директора

свернуть