Школа активного гражданина - ШАГ
Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина»
20.09.2023Дата проведения 28.09.2023.
Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. От веселых стартов – до олимпийских вершин» (о легендах и героях спорта, развитии индустрии спорта и туризма)
Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: информационные материалы, презентация / ШАГ 28 сентября 2023 года.
Информационные материалы для интерактивной викторины «Мы узнаем» размещены здесь.
Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.
Информация, предоставленная Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, размещена здесь.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на торжественной церемонии открытия II Игр стран СНГ отметил: «Мы сделали и будем делать все … для того, чтобы Игры стран Содружества стали настоящим символом дружбы, мира и созидания.
Девиз наших Игр – «Сильный характер – яркая игра!». Это не только про спорт. Это про каждого из нас.
Пришло время мужественных и решительных людей, людей, способных постоять за честь страны, за победы своих отцов и будущее своих детей. Это – наше время…
Нас невозможно – ни россиян, ни белорусов, ни других – вычеркнуть из международного олимпийского и спортивного движения. Вы всегда будете востребованы. Вы всегда будете в деле».
https://www.belta.by/president/view/vystuplenie-lukashenko-na-torzhestvennoj-tseremonii-otkrytija-ii-igr-stran-sng-580611-2023/
На первом этапе актуализируются знания о развитии спорта и туризма в Республике Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем», которая даст возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2021/2022, 2022/2023 уч.г.
Игра включает 5 вопросов (см. презентацию). В игре участвуют все учащиеся. Право ответа получает игрок, первым поднявший руку после сигнала. Другие учащиеся игры дополняют ответ. Ответы учащихся обобщаются ведущим.
В информационных материалах содержатся материалы для ответов и обсуждения по каждому вопросу. Рекомендуем вовлечь в разговор как можно больше учащихся.
Вопросы для интерактивной викторины «Мы узнаем»
- Что свидетельствует о том, что здоровье людей, развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением социальной политики в Республике Беларусь?
- Как вы думаете, какое значение для спортсменов стран СНГ в целом и Беларуси в частности имеют II Игры стран Содружества?
- Какова результативность выступления белорусской команды на II Играх стран СНГ? Назовите имена белорусских спортсменов, которые своими достижениями прославили Республику Беларусь на этих играх.
- Как вы считаете, почему развитию туризма придается особое значение в социально-экономическом развитии нашей страны?
- Какая спортсменка завоевала первую олимпийскую медаль в истории белорусского женского фристайла?
В фокусе обсуждения: Беларусь в мировом спортивном сообществе; физкультурно-оздоровительная работа с населением, развитие массового спорта; белорусские спортсмены на II играх СНГ, гордость за свою страну, развитие интереса к различным видам спорта; туризм в Республике Беларусь.
Далее ведущий предлагает познакомиться с выдающимися спортсменами Республики Беларусь (см. слайды презентации «Герои спорта»).
ШАГ 2. «Мы размышляем». Знакомство с земляком, посвятившим свою жизнь спорту (добившимся высоких результатов в спорте).
Кандидатуры для знакомства на мероприятии «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. Можно использовать информацию, предоставленную Министерством спорта Республики Беларусь. При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов.
Данный этап может быть проведен с приглашенными в виде брифинга[1] или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»[2].
Примерные вопросы приглашенному:
- Как вы считаете, какие качества отличают спортсмена – патриота своей родины? Что для Вас, спортсмена, означает быть патриотом своей страны?
- Что для Вас значит спорт?
- Когда Вы начали заниматься спортом?
- Почему выбрали именно этот вид спорта?
- Какой важный урок вы вынесли из своей карьеры профессионального спортсмена?
- Какая награда для Вас, спортсмена (тренера), является самой высокой?
- Были ли такие моменты в Вашей жизни, когда хотелось изменить сферу деятельности? Если да, то почему?
- Спортсмен обязан стремиться быть первым. Это факт. Но стать чемпионом удается не всем. Это тоже факт. Говорят, нужно уметь проигрывать. Какой смысл, на ваш взгляд, заложен в этом суждении?
- Если бы Вы снова стояли перед выбором, что бы выбрали и каких ошибок постарались избежать?
- Есть ли спортсмен (тренер), которого вы считаете образцом для подражания? Почему?
- Что Вам дал спорт? Чему научил?
- Есть ли у вас хобби или интересы помимо спорта?
При отсутствии возможности пригласить земляка инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную данному земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует обсуждение учащимися полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
В фокусе обсуждения: ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к Родине, верность своему делу, мужество, стойкость, приверженность нравственным идеалам.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
Спортивные достижения белорусских спортсменов на международных соревнованиях, Олимпийских играх позволили всему миру узнать о нашей стране.
Всем любителям спорта известно то щемящее чувство гордости за свою страну, когда наши спортсмены поднимаются на пьедестал почета и в их честь звучит Государственный гимн Республики Беларусь, поднимается Государственный флаг Республики Беларусь.
В рамках данного этапа можно предложить учащимся организовать экскурсию в Олимпийский музей или ознакомиться с экспозицией виртуально на официальном сайте Национального олимпийского комитета Республики Беларусь (www.noc.by).
Физической культуре и спорту в нашей стране уделяется особое внимание. Благодаря политике государства, осуществляющего поддержку спортсменов, в стране успешно развиваются более 130 видов спорта.
– Какому виду спорта чаще отдают предпочтение ваши земляки? Благодаря кому этот вид спорта стал у вас в регионе особенно популярен?
Беларусь известна не только как родина многих выдающихся спортсменов, но и как объект агротуризма, экологического и медицинского туризма.
– Какой объект туризма в вашем регионе привлекает больше всего посетителей? Кто особенно способствовал его развитию?
Далее педагог сообщает, что после каждого проведенного мероприятия в течение учебного года предлагается создать страницу виртуального альбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2.
Разработанные учащимися страницы альбома можно будет размещать на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации проекта «ШАГ». Итогом реализации проекта в 2023/2024 учебном году станут виртуальные альбомы о наших соотечественниках, людях, которыми мы по праву гордимся.
В каждом учреждении образования получится свой виртуальный альбом (не менее 8 страниц), который станет основой итоговых мероприятий проекта «ШАГ» в мае 2024 г.
Лучшие альбомы (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. Соответствующие ссылки на альбомы необходимо направить в Национальный институт образования на электронный адрес vospit_nio@adu.by до 31.05.2024 г. Впоследствии будет создана виртуальная карта «Родина моя Беларусь в лицах» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с виртуальными альбомами, подготовленными в учреждениях образования всех регионов.
Следующая тема ШАГа «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания).
[1] Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.
[2] В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала «Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.