Районное учебно-методическое объединение классных руководителей

Особенности профессионального воспитания учащихся в целях успешной социализации и стабильности гражданского общества

07.12.2023

Для успешной социализации и стабильности гражданского общества особое внимание должно уделяться профессиональному воспитанию учащихся. Это процесс, призванный формировать у молодого поколения навыки и ценности, необходимые для их полноценной интеграции в общество.

Цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для учащихся всех возрастов.           

Особенностями профессионального воспитания учащихся в целях успешной социализации и стабильности гражданского общества являются: формирование у детей готовности к труду, воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности, профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии. Для реализации этих целей стоят следующие задачи:

     *ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии;

*получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии;

*разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.;

*поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов:

*совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей. 

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его.

Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию.

    Особенностями профессионального воспитания учащихся в целях успешной социализации и стабильности гражданского общества целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников: первое-это начальная школа, 1-4 классы. На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

                  Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем является большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия. Второе-это средняя школа, 5-9 классы. С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии. В нашей школе работают классы военно-патриотической направленности, 8 класс, педклассы 10-11 классы. В прошлом году из агрокласса в высшие учебные заведения агропромышленной направленности поступили 75% выпускников.

А 10-11 классы — это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Формы профориентационной работы в нашей школе:

Работа с учениками:

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создаём и ведём кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

 При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся формируется сознательное отношение к труду и логически завершается процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Таким образом, профессиональное воспитание школьников играет важную роль в формировании успешной социализации и стабильности гражданского общества. Оно помогает юношам и девушкам стать активными, ответственными и творческими гражданами, способными реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие своей страны.

Выступление подготовила руководитель методического формирования классных руководителей Городьковской средней школы Качинская Татьяна Казимировна

свернуть

Эффективные методы и приёмы в работе педагога, выполняющего функции классного руководителя, по формированию у учащихся гражданской позиции и патриотизма, понимания принадлежности и сопричастности к белорусскому обществу и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством

07.12.2023
  1. Основные направления идеологического воспитания

Основной идеей Года мира и созидания является укрепление                              в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства. Исходя из этого акцентируем внимание на формировании у учащихся понимания важности мира                       и согласия в обществе, осознании роли их предков в достижении                               и сохранении мира на нашей земле, готовности к активным созидательным действиям на благо Родины.

Традиционно проводим единые уроки, посвященных Дню знаний (1 сентября), Дню народного единства (17 сентября), Дню Конституции (15 марта), годовщине трагедии в Хатыни (22 марта), Дню единения народов Беларуси и России (2 апреля), Дню Победы (9 мая), Дню семьи (15 мая).

25 февраля 2024 года будут проведены выборы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь. В рамках подготовки учащихся к осознанному выполнению роли избирателя в будущем планируем провести мероприятия по ознакомлению учащихся с избирательным законодательством Республики Беларусь, с использованием                                          в образовательном процессе книги «Детям о Конституции. Просто                          о главном» (авторы Василевич Г. А., Евдокимова Ю. В.), подготовленную издательством «Адукацыя і выхаванне», которая поможет учащимся младшего школьного возраста ознакомиться                                с 5 основными положениями Конституции Республики Беларусь, правами и обязанностями граждан. С помощью аналогий и ярких примеров из жизни учащиеся получат возможность постигать основополагающие нормы правовой грамотности, узнавать о богатых законотворческих традициях нашего народа.

Для формирования у учащихся активной гражданской позиции, накопления у них опыта социально значимой деятельности привлекаем учащихся к участию в мероприятиях и акциях гражданско-патриотической направленности, проводимых ОО «БРПО» и ОО «БРСМ».

Важным направлением идеологического воспитания остается работа по формированию у учащихся уважительного отношения                               к государственной символике. Уделяем должное внимание исполнению Государственного гимна, использованию государственных символов                 при проведении торжественных мероприятий, приуроченных к знаменательным датам и государственным праздникам, школьных линеек.

Продолжаем работу по формированию у учащихся умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, посредством реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») для V—VII, VIII—XI классов.

Организовываем внеурочные мероприятия, посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проводим уроки Памяти с использованием информационно-аналитических материалов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь                                        о расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа                               в годы  Великой Отечественной войны.

 На протяжении учебного года продолжаем работу по привлечению учащихся к деятельности по уходу и благоустройству памятников, обелисков, (посадка деревьев, уход за аллеей, памятником увековечивающими память жертв войны в д. Углы Ивенецкого сельского совета).

Актуальной составляющей гражданского и патриотического воспитания остается формирование у учащихся чувства любви                                  и привязанности к родным местам, интереса к истории своей малой родины, уважения к ее традициям и культуре. В этой связи участвуем в экскурсиях, походах, ежегодных акциях и мероприятиях краеведческой направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы и приемы воспитания по формированию у учащихся гражданской позиции и патриотизма, понимания принадлежности и сопричастности к белорусскому обществу и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город, село хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формирует у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети.

Но, к сожалению, в течение последних десятилетий понятия патриотизм и патриотическое воспитание потеряли свою значимость в обществе. Это связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив                     в воспитании личности.

Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая                                               от телевидения, мировой сети Интернет, безграничного моря аудио-                                                   и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребенок, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов.

Человеку – молодому и взрослому - стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязывают ему извне. И как результат – рост наркомании, пьянства, детской преступности.

С малых лет необходимо дать детям представление о месте и роли их страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Но какие педагогические средства для этого использовать?

Рассмотрим некоторые методы и приемы воспитания, использование которых поможет учителю в организации успешного патриотического воспитания школьников.

Метод воспитания — это способ реализации целей воспитания. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов.

В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация И. Г. Щукиной на основе характеристики, включающей  в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

Эффективными в работе классного руководителя являются:

методы формирования сознания (формы воспитания - рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (формы воспитания - упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

методы стимулирования (формы воспитания - соревнование, поощрение, наказание).

Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека, и он начинает действовать определенным образом.

Эффективные приёмы в работе классного руководителя следующие.

Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали уча­щиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех со­вместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть мнение большинства. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку ответ во время игры «Кто хочет стать миллионером?»

Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть эту историю как маленький спектакль.

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и  поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований).

Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следующие приемы в рамках проведения такого диалога.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Прием «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с  последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей.

Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

Прием «Любимые книги товарища». Ученику предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные                          и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

По отзывам учеников и их родителей хорошо зарекомендовали мероприятия в форме квест-игры, семейные спортивные соревнования,  экскурсии, игры-путешествия, творческие мастерские.

В воспитательной работе классного руководителя с положительной стороны воспринимаются школьниками средства визуализации информации.  К ним относятся: интеллект-карта, таймлайн, облако слов, кроссенс, видеоролики, кьюаркоды, скрайбинг (графические символы, отражающие содержание и внутренние связи)

ВЫВОДЫ

Работа классного руководителя по формированию у учащихся гражданской позиции и патриотизма, понимания принадлежности                                                                              и сопричастности к белорусскому обществу и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством проводится исходя из возрастных особенностей учащихся.

Актуальной составляющей гражданского и патриотического воспитания остается формирование у учащихся чувства любви                                  и привязанности к родным местам, интереса к истории своей малой родины, уважения к ее традициям и культуре.

Эффективными в работе классного руководителя являются:

методы формирования сознания (формы воспитания - рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (формы воспитания - упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

методы стимулирования (формы воспитания - соревнование, поощрение, наказание).

Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

Методы и приёмы воспитательной работы классный руководитель выбирает и использует в том числе исходя из формы проведения самого мероприятия.

Общий уровень компетентности, воспитанности учеников, уровень сформированной гражданской позиции и патриотизма, понимания принадлежности и сопричастности к белорусскому обществу и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством оценивается при помощи анкетирования, опроса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»
  2. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/08/26/pedagogicheskie-metody-i-priyomy-patrioticheskogo. Дата доступа 23.11.2023
свернуть

Мастер-класс «Образовательные возможности сервиса Canva в формировании у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа»

07.12.2023

Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей по использованию графического редактора Canva для визуализации учебной информации в образовательном процессе.

Задачи:

  • изучить возможности использования графического редактора Canva как способа визуализации информации;
  • использовать возможности графического редактора Canva для создания маршрутного листа «Моя Воложинщина»;
  • создать творческую и продуктивную атмосферу для получения профессиональных знаний.

Оборудование: компьютеры, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход мастер-класса

1.Организационно-мотивационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада сегодня всех вас видеть на мастер-классе «Образовательные возможности программы Canva в формировании у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа». Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное, принесет вам много положительных эмоций. Ведь к решению любой задачи нужно подходить с хорошим настроением. Настрой на успех – половина успеха.

2.Информационно-деятельный этап

Canva – это современный графический редактор (онлайн- сервис), в котором учителя и учащиеся могут создавать неповторимый визуальный материал для уроков, проектов, мероприятий, исследовательских работ. Главная особенность Canva – работает в браузере, можно установить программу на компьютер, планшет, смартфон. Автоматическое сохранение готовых работ.

Возможности Canva.

Как пользоваться онлайн-сервисом Canva?

Интерфейс онлайн-платформы Canva.

Используя сервис Canva, вы приобретаете мощный инструмент для создания авторских разработок, уникальных заданий. В результате это позволит создать достойный контент, организовать качественное проведение мероприятий.

3.Практический этап.

Современное учреждение образования призвано осуществлять гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится воспитанию. Воспитание любви к Родине, своей стране. Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия. Именно к таким мероприятиям вам поможет подготовиться онлайн-сервис Canva.

Сегодня мы с вами создадим маршрутный лист «Моя Воложинщина». Маршрутный лист для квеста – незаменимый инструмент, который поможет организовать и провести захватывающее приключение. С его помощью можно прописать точки маршрута, загадки, задания и подсказки для участников квеста.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

Я всегда задаю себе вопросы: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты? Как я этого достигла? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше? Пока учитель задает себе такие вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.

Подводя итог, скажу, что Canva –это удобный инструмент для создания контента, пользуйтесь им. Изучайте, используйте в своей работе.

Благодарю вас за участие в мастер-классе, до свидания!

свернуть

Пазнавальна-забаўляльнае мерапрыемства “Мы - беларусы”

07.12.2023

Мэта: выхоўваць вучняў на лепшых традыцыях нацыянальнай культуры; раскрыць адметныя якасці беларусаў, нашых продкаў; выхоўваць павагу да роднай мовы, да беларускага народа, яго гістарычнага мінулага, культурнай спадчыны.

№ п/п

Змест мерапрыемства

№ слайда

1

(Гучыць беларуская песня “Калі ласка”)

 

1

2

Над зямлёй крыяе бусел

Скачуць конікі ў траве

Дзед жыве ў Беларусі

І бабуля тут жыве.

Тут жывуць і тата з мамай

Брацік мой, мая сасятра

Тут жыву і я таксама

Беларусь – мая зямля.

 

2

3

Беларусь наша Радзіма.  Якая ж яна наша зямля?

Гэта залатыя палі збажыны з сінімі вочкамі васількоў, лясы. Гэта бясконцыя рэкі амаль 11тысяч азёр, чыстых, як усмешка дзіцяці.

 

3

4

А скажыце, як называюць людзей, якія жывуць ў Беларусі? (беларусы) Тэма сённяшняга занятку “Мы – беларусы”.

 

Вучаніца Я – дзяўчынка беларуска

З васільковымі вачыма.

Хоць малая, але знаю:

Беларусь – мая Радзіма.

 

Вучаніца .Твар румяненькі,

Белая хустачка

Я ўжо ведаю,

Я – беларусачка,

І хачу так, як тата і мама,

Родны край свой любіць

Я таксама.

 

Вучань. Я – беларус маленькі

З блакітнымі вачыма.

Хачу і я, каб лепей

Жыла мая РАДЗІМА.

4

5

Настаўнік. Беларусь мая сінявокая. Якая прыгожая назва ў нашай краіны. Беларусь! А яшчэ мы завём яе - Радзіма. А яшчэ - Бацькаўшчына. Радзіма - бо тут мы нарадзіліся, бо яна нам самая родная з усіх краін на цэлым свеце. Бацькаўшчына - бо яна нам дасталася ад нашых бацькоў. А ім ад іхніх бацькоў -  нашых дзядоў. А далей - ад прадзедаў, ад прапрадзедаў… І так аж да самых далёкіх продкаў.

 

5

6

Настаўнік. З даўніх часоў на тэрыторыі Беларусі жылі нашы продкі. Чым жа яны займаліся?

Галоўным заняткам старажытных жыхароў Беларусі было земляробства. Яны сеялі жыта, ячмень, грэчку, лён.

      Продкі беларусаў былі людзі дужыя і працавітыя

     Нашы продкі былі выдатныя паляўнічыя і рыбакі.

Нашы продкі пакінулі нам вялікі скарб – беларускую мову, на якой мы з вамі павінны размаўляць і зберагчы для нашых патомкаў.

Яна прыгожая,  мілагучная,  спеўная, лагодная. Мы, беларусы, ганарымся сваёй роднай беларускай мовай. Паслухаем вершы пра Беларусь, пра родную мову.

(Вучні чытаюць вершы.)

Вучаніца.   Мова беларуская

                Нам, нашчадкам, дадзена

                Любаю радзімаю

                Ад дзядоў і прадзедаў.

 

Вучань. Я нарадзіўся беларусам,

               Беларусам буду жыць!

               Мову родную вучуся

               Шанаваць, цаніць, любіць.

 

6

7

А яшчэ нашы беларусы выдатныя майстры. Колькі цудоўных вырабаў вырабляюць з саломкі, з гліны. А якія вырабы ўмелі ткаць і ўсё упрыгожвалі арнаментам.

Беларускі арнамент упрыгожвае і наш дзяржаўны сцяг. Паглядзіце ўвапжліва і скажыце, якія колеры выкарыстоўвалі для арнаменту?

7

8

У вас на сталах ёсць узоры арнаментаў. Аб’яднайцеся калі ласка ў групы з аднолькавым арнаментам.

8

9

Вучні аб’ядноўваюцца ў 4 групы. Кожная група атрымлівае заданне: скласці разрэзаныя малюнкі і назваць словы, якія ў вас атрымаліся на беларускай мове.

1 група: цукерка, бурак, яблык, журавіны

2 група: шафа, дыван, канапа, ложак

3 група: сшытак, крэйда, аловак, настаўніца.

4 група: бусел , цыбуля, сукенка, ажыны

 

9

10

Настаўнік. Заўсёды беларусы вызначаліся здатнасцю да жартаў, кемлівасцю. Скарбонкай народнай мудрасці і назіральнасці лічацца беларускія загадкі. Кемлівасці, дасціпнасці вучыліся дзеткі, калі адгадвалі загадкі. Паглядзім, ці кемлівыя вы, дзеці?

Даўганосы, даўганогі

Прыляцеў з далёкай дарогі

У чырвоных ботах

Ходзіць па балотах. (Бусел)

 

Мышак ловіць

Ды не коцік

Лісты носіць ды не паштальён

Каб лісе не трапіць на зубок

У калючы скруціцца клубок (вожык)

 

Ён прысмакаў з’еў нямала

А калі харчоў не стала

Лапу смокчучы заснуў

Ледзьве не праспаў вясну (мядзведзь)

 

Па лясах блукае статак

Волатаў і немаўлятак

Гэта пушчы спадары

Белавежскія … (зубры)

 

Маленькі шарык пад лаўкай шарыць

Збірае крошкі баіцца кошкі (мыш)

 

Невялікі, рыжаваты

А хвост доўгі і калматы

На дрэве жыве і шышкі грызе. (вавёрка)

-Як адным словам можна назваць адгадкі?

-Якія з гэтых адгадак можна назваць прыроднымі сімвалам Беларусі?

10

11

Беларусы вельмі вясёлы народ. У народным календары прысутнічала шмат святаў., на якіх традыцыйна выконваліся песні, адбываліся гульні. Вось і зараз беларусы рыхтуюцца да свята каляды. Хто ведае, з якой падзеяй звязана гэта свята?

Людзі загадзя рыхтаваліся да святаў. Любілі збірацца разам і жартаваць. Давайце зазірнём у адну з такіх хат.

                                   Гаваруны

Раман. Рассеўся Ян, нібыта пан

Зміртрок. Падсунься ты, то сядзе тры.

Ян. І ты Раман сядзь, і ты Змітрок сядзь, і ты Пятро сядзь. Пятрок. Селі радком. Пагамонім ладком.

Змітрок. Гаманіць – галава не баліць.

Ян. Языком мальць – не доровы калоць.

Раман. Ну, ці чулі, што каля Капыля кабыла прывяла цяля?

Змітрок. Такая праўда, як сабака сякеру ўмянціў ды смалой заліў.

Ян. Усё бывае, часам і каўбаса страляе.

Пятрок. Казалі, што ёсць чалавек, які лятае і баба, якая свой цень абганяе.

Раман. Цікава, ды не смешна зусім, а трэба, каб было пацешна ўсім.

Пятрок. А ў сталоўцы булка з бульбай біліся. Бульба булцы як дала, булка сплюшчылася.

Раман. Нешта на небыліцы збіліся… Вось мы з суседам біліся. Дык я яму даў такіх кухталёў, што ён чуць пабег, а я чуць пайшоў.

Ян. А да майго суседа дзеда бадзяга нейкі прыблукаў. Ды й пачаў прасіць: “Дайце папіць, бо так есці хочацца, што няма дзе пераначаваць”. І што ж! Так піў, як у бочку ліў, а еў, як за плечы кідаў, і як пшанічку прадаўшы спаў!

Змітрок. Неяк бацька сыну загадаў напаіць каня.

Ці паіў, - пытаецца

 Паіў!

А чаму ў каня морда сухая?

Бо вады не дастала!

Пятрок. Пытаецца сын у мацеры: “Ці лілі алей у бульбу?” “Чаго ты цілілікаеш?”- кажа маці. Я не цілілікаю, а пытаюся ці лілі алей у ьульбу?

Тэкля. Зараз ты ў мяне дацілілікаешся! Пад паветкаю ні палена, у хаце вады ні кроплі, у хлеўчуку свінні, як ваўкі выюць, а ён сядзіць, як кароль, лясы точыць!

Пятрок. Ціха ты! Пілікаеш, як разладжаная скрыпка!

Тэкля. Гэта ты то пілікаеш, то цілілікаеш!

Пятрок. Перапрашаю, спадары дэпутаты! Мая найвялікшая Ўлада запрашае дахаты!

Ян. Сябры, спыняем дэбаты, у шэрагах нашых страты

Раман. Пасядзелі радком, пагаманілі ладком.

Змітрок. І пойдзем цішком.

 

11

12

А цяпер час і пагуляць. Беларуская народная гульня “Маша”.

Усе становяцца ў кола, пасярэдзіне знаходзіцца Маша з завязанымі вачамі.

Дзеці прыгаворваюць:

                                               Маша, ты пацеха наша!

Ручкі з золата, ножкі з долата,

        Валасы кудлатыя, а вочы зыркатыя.

(Маша хапае каго-небудзь з кола і спрабуе адгадаць, хто гэта. Калі яна адгадае імя дзіцяці, той становіцца Машай, калі не - працягвае лавіць дзяцей і адгадваць).

 

13

     У даўнія часы, калі простыя людзі яшчэ не ўмелі пісаць, расказвалі адзін аднаму, сваім дзецям розныя цікавыя казкі. Героямі казак былі жывёлы, а таксама выдуманыя істоты. Сюжэты казак былі не толькі забаўляльнымі, але многаму маглі навучыць.

     Сёння мы ўспомнім з вамі казкі, складзеныя беларускім народам.

- Якая казка пачынаецца словамі: “Жыў дзед, жыла бабка. Была ў іх курачка-раба. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцу, ды паставіла на паліцу”. (“Курачка-раба”)

    -  Які казачны герой крычаў:

                                                     “Коце, браце!

                                                      Мяне ліска нясе

                                                      У высокія горы,

                                                      У глыбокія норы,

                                                       Па барах, па карчах,

Аж бярэ мяне страх!” (Пеўнік)

- Якая казка пачынаецца словамі: “Жылі дзед і баба. Быў у іх сынок. Ды такі малы, што з-пад шапкі не відаць. Не большы за кулак”. (“Сынок з кулачок”)

     

Які казачны герой казаў такія словы:

   “ – Нідзе не была. Нічога не ела, нічога не піла. Толькі як бегла цераз масток, ухапіла кляновы лісток, а як бегла ля крынічкі, ухапіла кропельку вадзічкі…” (Каза-Манюка)

 

14

А зараз паслухаце калі ласка верш, які я вам прачытаю.

Рады я, што нарадзіўся

У гарадку прыгожым.

Ён даўно на свет з явіўся,

А завуць – Валожын.

Старажытны наш Валожын

І з гісторыяй багатай.

Ён чысцюткі, утульны, гожы.

А якія ж у ім святы!

Людзі тут, якіх не знойдзеш

На ўсім белым свеце:

Да любога ў госці знойдзеш –

Усе цябе прывецяць.

Не хачу я больш нікуды,

Тут мне свеціць сонца.

Ты квітней, мой горад любы,

Багацей бясконца!

Мне лашчыць сэрца твой пейзаж,

Людзьмі тваімі ганаруся.

Жыві, красуй, Валожын наш,

Часцінка роднай Беларусі!

-пра які горад гаворыцца ў вершы?

Валожын з’явіўся на беларускай зямлі ў 1400 годзе. Але будавацца ён пачаў з 1800 году. З тых часоў захаваліся будынкі касцёлу, царквы, палаца-царкавага комплексу. Горад з кожным годам расце і развіваецца. Наша з вамі задача захаваць старажытныя помнікі. Каб мы маглі ганарыцца сваім горадам і сваім патомкам расказаць: я наразіўся і вырас ў Валожыне.

 

14

15

Падвядзенне вынікаў. Рэфлексія.

А цяпер давайце станем у круг і возьмемся за рукі.  Прадоўжыце фразу: Я – беларус таму што…….

Вось і закончылася наша мерапрыемства “Мы - беларусы”. На ўроках беларускай мовы мы працягнем падарожнічаць па родным краі, каб яшчэ і яшчэ раз упэўніцца, што наша Беларусь прыгожая і цікавая краіна.

 Мне хочацца яшчэ раз нагадаць вам – любіце і шануйце сваю краіну, сваю родную зямлю!

Закончым нашу праграму беларускім танцам “Лявоніха”

 

15

свернуть

ПЛАН районного заседания методического формирования классных руководителей района

07.12.2023

Место проведения: государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Воложина» 

Дата проведения:      07.12.2023

Начало:                       09.30

Тема: Формирование у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа, готовности к исполнению гражданского долга перед Отечеством.

Цель: совершенствование педагогического и методического мастерства классных руководителей с целью формирования у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа, готовнорсти к исполнению гражданского долга перед Отечеством.

Задачи:

1.Создавать условия для личностно-профессионального развития педагогов, совершенствование педагогического мастерства и творчества для успешной реализации воспитательных задач.

2.Раскрыть пути повышения эффективности воспитательных мероприятий по формированию у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа, используя наиболее действенные формы работы.

3.Способствовать обмену опытом по вопросу организации профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования.

4.Создавать условия для непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогов, опираясь на их внутренние потребности к самореализации.

 

Форма проведения: семинар-практикум

 

09.30–09.40Регистрация участников районного методического               формирования

 

09.40–09.45Ознакомление с планом работы районного методического                       формирования

                       Стаселовч М.И. методист ГУО «Воложинский районный      учебно-методического кабинет»

 

 

 

Практический блок

 

09.45–10.10Патриотический экспресс «Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее!»

Остапович Т.В., руководитель по военно-патриотическому воспитанию, Рудович Е.В., библиотекарь ГУО «Средняя школа №1 г. Воложина»

 

10.20–11.00Познавательно-развлекательное мероприятие  «Мы - беларусы»

Родевич С.В., классный руководитель 1 «А» класса ГУО «Средняя школа №1 г. Воложина »

 

10.20–11.00 Мастер-класс «Образовательные возможности программы CANVA, в формировании у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа»

Ярота Я.С., классный руководитель 10 «Б» класса ГУО  «Средняя школа №1 г. Воложина »

 

Учебно-методический блок

 

11.10–11.25.Эффективные методы и приёмы в работе педагога, выполняющего функции классного руководителя, по формированию у учащихся гражданской позиции и патриотизма, понимания принадлежности и сопричастности к белорусскому обществу и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством.

Руководитель методического формирования классных руководителей  ГУО « Сивицкая  базовая школа » Лукашик О.П.

11.25–11.40.Основные направления в деятельности молодёжных организаций ОО «БРПО» в формировании у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитании бережного отношения к историко-культурному наследию Родины.

Руководитель методического формирования классных руководителей  ГУО «Гимназия №1 г. Воложина» Бобрик Ж.А.

 

11.40–11.55.Особенности профессионального воспитания учащихся в целях успешной социализации и стабильности гражданского общества.

Руководитель методического формирования классных руководителей  ГУО «Городьковская средняя школа» Качинская Т.В.

 

11.55–12.25 Подведение итогов.

                    Рефлексия, обмен мнениями.

свернуть

ПЛАН заседаний районного учебно-методического объединения классных руководителей на 2023/2024 учебный год

01.09.2023

Методическая  тема  РМО: «Профессиональная мобильность классного руководителя как условие эффективности воспитания и развития конкурентоспособной личности»

Цель:   Овладение классными руководителями методами и приёмами воспитания,  современных образовательных технологий и методик, создание условий для педагогического мастерства, для совершенствования и повышения эффективности воспитательной работы в школе.

Задачи:

1.Дальнейшее повышение теоретического и практического уровня классных руководителей.

  1. Активное внедрение интерактивных (традиционных и инновационных) форм воспитательной работы с обучающимися.
  2.  Более активно и полно обобщать инновационный опыт творчески работающих классных руководителей по выявленным проблемам профессиональных дефицитов педагогов, пропагандируя его через организацию открытых мероприятий воспитательного характера.
  3. Продолжить обучение педагогов через практическое применение новых форм организации урочной и внеурочной деятельности, что способствует пониманию применения этих форм в работе с детьми.

Предполагаемый результат:   Повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение уровня воспитанности учащихся.

№ п/п

 

Форма проведеия

 

Тема заседаний

 

Рассматриваемые вопросы

Форма практического выхода

1.

Инструкти-вно-методи-ческое совещание

 

 

Нормативные правовые и учебно-методические  аспекты  организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году.

 

 

1.Анализ  социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования Воложинского района за  2022/2023 учебный год. Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году.

2.Новые подходы к организации системной профилактической работы с учащимися младшего и среднего школьного возраста в учреждениях образования Воложинского района. (Перечень поручений по итогам совещания с руководителями учреждений образования 13.07.2023 № 17/1, п.2).

3.Анализ деятельности учебно-методического объединения  классных руководителей за 2022/20232 учебный год. Определение задач работы учебно-методического объединения  классных руководителей на 2023/2024 учебный год.

4.Взаимодействие учреждений дополнительного образования с учреждениями образования Воложинского района.

5.Роль классного руководителя в формировании у детей и подростков готовности к самосохранному поведению.

Электронное портфолио материалов

2.

 

 

 

Творческая мастерская

(ноябрь)

ГУО «Средняя школа №1г. Воложина»

Формирование у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа, готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством.

1.Эффективные методы и приёмы в работе педагога, выполняющего функции классного руководителя, по формированию у учащихся гражданской позиции и патриотизма, понимания принадлежности и сопричастности к белорусскому обществу и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством.

2 Основные направления в деятельности молодёжных организаций ОО «БРПО» в формировании у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитании бережного отношения к историко-культурному наследию Родины.

3 Особенности профессионального воспитания учащихся в целях успешной социализации и стабильности гражданского общества.

Создание буклета

«Основные направления

в работе классного руко-водителя по формированию у учащихся ценностного отношения к истори-ческому и культурному наследию белорусского народа,          воспитанию

гражданственности и патриотизма, готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством».

3.

 

 

Методичес-кий практикум

(апрель)

ГУО «Средняя школа №2г. Воложина»

Развитие индиви-дуальности учащихся в процессе их воспитания.

Здоровьесберегающие технологии в воспи-тательном процессе.

1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в работе классных руководителей.

2.Развитие индивидуальности учащихся в процессе их воспитания.

3.Самоуправленческая деятельность как важное условие развития классного коллектива.

4.Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.

 

Оформление методических разработок, сценариев мероприятий, направленных на формирование культуры общения учащихся.

4.

 

 

Круглый стол

Подведение итогов воспитательной и идеологической работы районного учебно-методического объединения классных руководителей за 2023/20234учебный год.

Подведение итогов воспитательной и идеологической работы районного учебно-методического объединения классных руководителей за 2023/2024 учебный год.

Профессионально-творческий отчёт работы учебно-методического объединения  за учебный год.

свернуть

ПЛАН районного августовского инструктивно-методического совещания классных руководителей учреждений общего среднего образования

01.09.2023

Место проведения: конференц-зал управления по образованию, спорту и туризму Воложинского районного исполнительного комитета

Дата проведения:      28.08.2023 года

Начало:                      10.00  

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание               

Тема: нормативные правовые и учебно-методические аспекты   организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году.

Цель: ознакомление с основными направлениями социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году, с инструктивно-методическими документами.  

Задачи:

1.Проанализировать работу РМО классных руководителей  за 2022/2023 учебный год.

2.Изучить нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году.

3.Определить основные направления работы районного методического объединения классных руководителей на 2023/2024 учебный год.

Вопросы для обсуждения:

1.Анализ  социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования Воложинского района за  2022/2023 учебный год. Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году.                                         

Король Е.В., методист ГУО «Воложинский районный  учебно-методический кабинет»

  1. Новые подходы к организации системной профилактической работы с учащимися младшего и среднего школьного возраста в учреждениях образования Воложинского района. (Перечень поручений по итогам совещания с руководителями учреждений образования 13.07.2023 № 17/1, п.2).

Король Е.В., методист ГУО «Воложинский районный  учебно-методический кабинет»

3.Анализ деятельности методического объединения  классных руководителей за 2022/2023 учебный год. Определение задач на 2023/2024 учебный год.

Руководитель районного методического объединения классных руководителей   Зуй С.З.

4.Взаимодействие учреждений дополнительного образования с учреждениями образования Воложинского района.

Кушнир М.В., директор ГУО «Центр творчества детей и молодёжи Воложинского района»

  1. Роль классного руководителя в формировании у детей и подростков готовности к самосохранному поведению.

Довнар-Слизская Т.И., директор УО»Воложинский государственный районный социально-педагогический центр»

 

Подведение итогов.

свернуть