Советы психолога

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка? 

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации. 

 

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;
  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
  • пессимистичные;
  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

 

Степени выраженности суицидального поведения: 

Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

 

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид). 

Демонстративные и истинные попытки суицида

Специалисты разделяют суицидальные попытки:

на истинные;

демонстративные;

шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все". 

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

 

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

1. Личностно-семейные конфликты:

  • несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих; 
  • потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
  • препятствия к удовлетворению актуальной потребности; 
  • несчастная любовь; 
  • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих. 

2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.

3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

  • боязнь наказания или позора; 
  • самоосуждение за неблаговидный поступок. 

5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере: 

  • несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
  • несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей. 

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

свернуть

Республиканский центр психологической помощи

Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

Онлайн ресурс «Платформа talk2ok.by»

Онлайн ресурс «Платформа talk2ok.by» разработан в рамках реализации совместного проекта учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. На платформе любой подросток  может получить психологическую помощь бесплатно и конфиденциально.

Платформа будет интересна и родителям, которые не всегда знают, как поддержать своего взрослеющего ребенка, в том числе в сложной жизненной ситуации. В разделе «Почитать» родители найдут статьи по интересующим их темам, составленные специалистами.

свернуть

Игровая зависимость

Игромания

Симптомы игромании

О вреде игромании и компьютерной зависимости

Вред из компьютера

"Что наша жизнь? Игра!" - сказал когда-то Шекспир. Знал ли великий драматург, что уже через несколько столетий капиталисты перевернут эту фразу, и Игра будет сравниваться с Жизнью, а не наоборот? Сегодня миллионы людей добровольно заточают себя в матрицы компьютерых игр, приковав себя к клавиатурам зависимостью от виртуальной реальности. Увлеченные захватывающими фэнтезийными сражениями, жертвы зависимости живут в игре, оставляя в нашем мире лишь сгорбленное, ожиревшее тело. Иногда его системы жизнеобеспечения отказывают во время очередного сеанса компьютерых развлечений, и человек умирает. А тем временем безжалостная машина игровой индустрии пожинает на загубленных душах миллиардные прибыли, производя все более совершенные "заменители реальности". Геймер (так называют зависимого от компьютерных игр) уходит в виртуальные миры, откуда возвращаются лишь единицы.

По воздействию на организм компьютерные развлечения сродни наркотикам. Но если с дурманящими веществами непримиримо борется весь мир, то до игромании есть дело лишь у отдельных энтузиастов. Особенно сложная ситуация с геймерской зависимостью обстоит в России, где процветает компьютерное "пиратство". Игры легко доступны, а население недостаточно образованно, чтобы оценить исходящую от них опасность. Чаще всего жертвами виртуальной реальности в нашей стране становятся дети и подростки - родители поощряют виртуальные приключения своих отпрысков, наивно думая, что это лучше дурной компании в подворотнях. Увы, учат убивать как раз компьютерные стрелялки. Сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы, и, даже если ребенок не впадет в зависимость от виртуальности, его психика все равно будет повреждена железным монстром. Поведенческие основы формируются в детстве, знаете ли.

Игры недоброй воли

В последнее время врачи и психологи все чаще сталкиваются с такими пагубными явлениями как компьютеромания и игромания. Патологическое увлечение компьютерными играми и моделированием различных зрелищ (например, спортивных), ненормированная работа в интернете, длительный просмотр высококонтрастных картинок из множества мелких разноцветных деталей чрезвычайно опасны для здоровья. Злоупотребление компьютером — своего рода наркотик. Он сугубо отрицательно воздействует на тело, душу и дух как ребенка, так и взрослого человека. Что же происходит с тем, кто попал в «ласковые сети» компьютера?

Картина «компьютерной болезни»

Соматические расстройства проявляются в нарушении зрения, общем недомогании, ослаблении иммунитета и в болезнях, обусловленных сидячим образом жизни (геморрой, запоры и т. д.Сильно поражается и опорно-двигательный аппарат. Помимо остеохондроза позвоночника, выявлены так называемые профессиональные заболевания при плохой постановке кисти. Они отмечаются у художников, машинисток, мультипликаторов, пианистов, работников конвейеров и... заядлых пользователей компьютером. У последних это болезни, которые возникают из-за неудобного положения рук при продолжительной работе на неправильно расположенной клавиатуре компьютера:

  • тендовагинит (воспаление сухожилий кисти, запястья и плеча);
  • болезнь де Кервена (воспаление сухожилий большого пальца кисти);
  • травматический эпикондилит (воспаление сухожилий предплечья и локтевого сустава);
  • синдром канала запястья (ущемление срединного нерва руки).

Страдают также центральная нервная система и психика. Наблюдаются астено-невротические реакции: снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и, сна, усиление возбудимости и раздражительности, утомляемость, головная боль.

Крайне опасны и стойкие духовные нарушения в виду энерго-информационного воздействия компьютера на личность. Во-первых, это погружение в мир иллюзий а во-вторых, — психологическая зависимость от виртуальной (мнимой, искусственно созданной) реальности.

Как помочь в этой беде? 

Можно ли вылечиться от игромании?

Да, вылечиться от игромании можно. Это в отличие от алкоголизма не хроническая болезнь. И, как правило, после лечения человек, избавившийся от этой пагубной привычки, уже не возвращается к игре.

Какие советы можно дать тем, у кого в семье существует такая проблема:

  • Почаще собирайте дома друзей, которые отвлекут игрока от его проблем, помогут увидеть в жизни что-то, кроме игр.
  • Не отказывайтесь поддерживать с ним беседу об играх. Если игнорировать эту тему, то человек уйдет в себя и его болезнь будет прогрессировать.
  • Не устраивайте скандала по поводу его проигрышей, но и не стоит радоваться его выигрышам.
  • Если в игру вовлечен ребенок, то одно лишение его денег не поможет. Он может начать воровать, побираться. Ребенка легче избавить от тяги к играм на деньги, нужно предложить ему любую разумную альтернативу .

Вред компьютерных игр

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких. 
Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка отлучаясь. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит ,ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи, и сон ,он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов. Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной.

ПОМОГИ ДРУГУ

Болезнь игромания - это именно заболевание, связанно оно с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм, как-то, казино, игровые автоматы, карты и интерактивные игры. Игромания может проявить себя как заболевание и, что происходит намного чаще, как один из симптомов другого психического заболевания: депрессии, маниакальных состояний, даже шизофрении.

Что делать если ваш друг игроман? Главное это вовремя понять, что болезнь его одолела. Видишь — твой друг стал больше времени проводить за компьютером, говорит непонятные фразы , бормочет про соревнования на следующей недели, не выходит на улицу, постоянно занят. По ходу твой друг подсел на игру.
Если ты хороший друг и тебе не плевать на приятеля, то ты должен помочь ему избавиться от игровой зависимости и вылечить друга от этой болезни. Как быть, что делать и куда идти?
Первое, что нужно запомнить это, то что наркоман никогда не признается, что он наркоман. А это значит, что бороться с этим вам придется одному. Второе, вы должны сделать так, чтобы друг понял, что игра — это всего лишь игра, а для этого нужно создать правильную обстановку.

 

свернуть

Что такое зависимость?

«Аддикция – хроническое рецидивирующее заболевание, которое характеризуется, компульсивным поиском вещества и компульсивным его употреблением; потерей контроля за его употреблением; возникновением негативного эмоционального состояния, когда доступ к веществу или его употребление становится невозможным»

«Зависимость – является заболеванием мозга, сходным по своему течению с другими хроническими болезнями, и проявляющимся комплексом поведенческих нарушений, являющихся результатом взаимодействия генетических, биологических, психосоциальных факторов и влияния окружающей среды» (И.П. Анохина, 2002)

Диагностические критерии зависимости

  1. Тяга и рецидивность - Повторяющаяся импульсивно возникающая тяга к реализации аддиктивного поведения и неспособность от него отказаться, ограничить его объем или интенсивность, повторяющаяся импульсивная потеря контроля над своим аддиктивным поведением.
  2. Повышение толерантности - Необходимость постепенного увеличения частоты, продолжительности, объема, интенсивности, экстремальности аддиктивного поведения для достижения желаемого эффекта (удовольствия) в связи с повышением толерантности – понижением чувствительности к стимуляции в прежних объемах, что связано с работой, до определенного момента, адаптивных механизмов организма.
  3. Наличие абстинентного синдрома - Появление соматовегетативных, неврологических, психических и когнитивных нарушений, через сравнительно короткие промежутки времени после очередного эпизода аддиктивного поведения или после его вынужденного прекращения, или невозможности реализации, с непреодолимым желанием снова реализовать его, которые купируются повторным эпизодом аддиктивного поведения. Часто характеризуется сверхактивностью физиологических функций, которые были подавлены препаратом или функций, которые стимулировались объектом зависимости.
  4. Систематическое продолжение аддиктивного поведения, несмотря на негативные последствия - Несмотря на явные и однозначно пагубные последствия для здоровья, социальной, личной жизни, социального статуса и профессиональной деятельности аддикта, бюджета, семьи, ближнего и более широкого социального окружения, возможность ареста, уголовного наказания и даже смертельного исхода. Возникновение беспокойства, тревоги, раздражительности или агрессивности при срыве возможности реализации аддиктивного поведения или при возникновении препятствий к его осуществлению.
  1. Сверхзначимость получения удовольствия от аддиктивного поведения - Преувеличенная личностная значимость аддиктивного поведения. Аддикт уверен, что осуществление аддиктивного поведения существенно продвигает его вперед в личных достижениях, личностном развитии и развивает его способности (физические, ментальные, духовные). В связи с этим большая часть времени в период бодрствования затрачивается аддиктом на поиски возможности реализации аддиктивного поведения. Осуществляется резервирование под него времени.
  2. Безуспешные попытки прекратить аддиктивное поведение - Постоянное желание или предпринимание безуспешных попыток снизить объем и интенсивность аддиктивного поведения или даже прекратить его реализацию, особенно после эпизодов, нанесших явный ущерб аддикту, отрицательно сказавшихся на его здоровье, реноме, социальном статусе, либо после возможности наблюдать последствия аддикции на чужом примере. Чередование стойкого и продолжительного аддиктивного поведения с периодами усиленного контроля над ним или даже полным отказом от его реализации, но с последующим неизбежным срывом на новый виток более интенсивного и более экстремального аддиктивно поведения для достижения желаемого эффекта.
  3. Пренебрежение важными делами ради реализации аддиктивного поведения
  4. Совмещение аддиктивного поведения или его осуществление в ситуациях требующих максимальной собранности, сопряженных с риском для жизни или требующих принятия ответственных решений;
  1. Использование аддиктивного стимула в качестве копинг-стратегии

Терапия аддикций

Стадии терапевтического процесса

Предразмышление

(Precontemplation)

«Дело не в том, что они не видят решения. Они не видят проблемы».( Прохазка)

Не понимают или не до конца понимают характер своих проблем или вовсе не признают у себя проблем.

Больной не испытывает желания что-либо менять в себе или в ближайшем

будущем, не понимает, каким образом сам способствовал возникновению своих трудностей, не видит смысла в лечении. Члены семьи, друзья, коллеги, напротив, понимают, что пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием окружения, зачастую использующего уговоры или даже угрозы, пациент соглашается обратиться к психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведении — до тех пор, пока сохраняется давление на него со стороны значимых людей. Пациенты, находящиеся на стадии предразмышления, могут заявлять о своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных намерений сделать это. Сопротивление пониманию и разрешению проблемы — отличительная черта данной стадии.

На данном этапе психотерапевтические интервенции затруднительны, так как больной не видит проблемы и не замотивирован на лечение.

  • Психообразование
  • Прояснение негативных последствий от употребления
  • Не мешать достигнуть «дна» - факторы окружающей среды
  • Работа с созависимыми

Размышление

(contemplation)

Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется, возможно ли разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать выражена недостаточно. Другой важный аспект стадии размышления — взвешивание «за» и «против» между проблемой и ее решением. Пациенты, находящиеся на стадии размышления, часто раздумывают, стоит ли избавление от проблемы усилий, энергетических и временных затрат, необходимых для борьбы с ней. Тем не менее, центральный аспект данной стадии — серьезное намерение разрешить проблемы.

Примеры высказываний, характерных для стадии размышления:

«Над моими проблемами стоило бы поработать».

«Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить».

Развитие рефлексии и самонаблюдения

  • Анализ преимуществ и недостатков от употребления и от трезвой жизни
  • Предоставление альтернативы в виде трезвости
  • Создание целей терапии
  • Развитие терапевтического альянса

Действие (action)

Пациент активно изменяет свое поведение, поступки и окружение с целью преодоления проблемы. Стадия действия предполагает наиболее явные, открытые поведенческие изменения и требует значительных затрат времени и энергии. Пациенты часто ошибочно приравнивают действия к изменениям и в результате упускают из вида необходимость активной работы (которая является своего рода подготовкой к конкретным действиям) и усилий, направленных на сохранение результатов. Характерная черта стадии действия — модификация привычного образа восприятия и поведения и применение значительных усилий для изменения.

Примеры высказываний, характерных для стадии действия:

«Иногда моя проблема трудна, но я работаю над ней».

«Каждый может говорить о том, что он хочет измениться, я же действительно что-

то делаю для этого».

  • Обучение навыкам и умениям
  • Работа с эмоциями и с глубинными убеждениями
  • Содействие изменению жизни

Стадия сохранения

(maintenance)

Пациент достиг определенных результатов в решении своей проблемы и его беспокоит и тревожит, что проблема, которую он считал решенной, может вернуться. На данной стадии идет работа, направленная на предупреждение возвращения проблемы и закрепление результатов, полученных в ходе лечения.

Традиционно стадия сохранения рассматривалась как статичная, однако стоит помнить, что сохранение — это продолжение, а не отсутствие действия. Основное положение данной стадии — сохранение позитивных изменений и предотвращение возобновления проблем.

Примеры высказываний, характерных для стадии сохранения:

«Пожалуй, сейчас я нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне сохранить то, чего я уже достиг».

«Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже частично справился, поэтому я ищу здесь помощи»

  • Работа, направленная на предотвращение рецидивов
  • План на случай срыва

 

Согласно когнитивной теории, зависимость — чрезвычайно сложный процесс, который характеризуется глубоко расположенными и стойкими малоадаптивными убеждениями (Глубинные убеждения/схемы). Они образуются в раннем детстве, посредством воздействия критического опыта и событий, и с самого начала никак не связаны с употреблением алкоголя или наркотиков. В начале возникновения зависимости употребление наркотического вещества оказывается компенсаторной стратегией, продолжающейся путем создания новых убеждений о наркотике, которые затем объединяются с уже существующими малоадаптивными убеждениями.

Мотивационное интервьюирование – это целенаправленный, динамичный, циклический процесс работы и способ общения с клиентом, в ходе которого изменяется баланс аргументов «за» и «против» употребления ПАВ, становятся очевидными преобладание отрицательных последствий употребления над положительными и необходимость изменения поведения клиента; выявляются предпосылки изменений, усиливается мотивация клиента. (Миллер и Роллник 1995, Миллер 1996; Роллник 2002).

   

Глубинные убеждения

Возникают у людей в раннем возрасте, в детстве. На них влияет генетическая

предрасположенность к определенным личностным чертам, взаимодействия

с другими и столкновения с определенными ситуациями.

Значительную часть жизни мы сохраняем позитивные и реалистичные

глубинные убеждения. «Обычно у меня все под контролем», «Я хорошо

справляюсь с большинством задач», «Я толковый человек», «Я нравлюсь

другим».

Негативные глубинные убеждения выходят в периоды дистресса.

Беспомощность. У категории беспомощность есть много разных нюансов, но основная тематика связана с чувством собственной неэффективности.

Непривлекательность. Клиенты полагают или боятся, что никогда не получат хорошее отношение и заботу, о которых мечтают.

Никчемность/бесполезность. Убеждения бесполезности часто имеют

морализаторский оттенок, что отличает их от первых двух категорий.

Аддиктивные убеждения

А.Бек, Фред Райт, Кори Ньман и др. В своих исследованиях выявили схожие

убеждения у людей с разными типами зависимостей. Данные категории

убеждений были выявлены даже у людей с РПП (Heatherton, Baumeister 1991)

Дисфункциональные убеждения, которые играют роль в создании и

эскалации тяги (желания употребить ПАВ).

Аддиктивные убеждения, характеризуют людей после того, как у них

развилась зависимость (то есть они являются характеристикой заболевания)

однако, сами по себе не могут рассматриваться как преморбидные факторы

расстройства. Тем не менее, аддиктивные убеждения способствуют

укреплению зависимости и создают основу для срывов и рецидивов.

  1. Предвосхищающие убеждения (anticipatory beliefs) «дуть с ребятами-весело!», «алкоголь делает любое застолье душевным», «под мефедроном секс по настоящему кайфовый»,
  2. Убеждения, ориентированные на облегчение (Relief-oriented beliefs) –

«трамадол позволит справиться с негативными эмоциями», «выпил и жизнь

налаживается», «героин делает меня бесчуственным»

  1. Разрешающие убеждения (Permissive beliefs) «если употребил один раз-в этом нет ничего страшного», «когда ты хорошо поработал-можешь позволить себе немного отдохнуть», «если завтра не нужно на работу-можно употребить»

Исследование Brown, Goldman, Inn и Anderson (1980) показали шесть ожиданий от употребления алкоголя:

  1. Более позитивное восприятие переживаемого опыта
  2. Усиление физического удовольствия и удовольствия от социального общения
  3. Усиление сексуальности
  4. Усиление силы и агрессивности
  5. Увеличение уверенности в социальных ситуациях
  6. Уменьшение волнения

Аддиктивные убеждения активируются в триггерных ситуациях

Какие могут быть внешние триггеры?

Места – избегать!

Предметы – не брать!

Люди – не общаться!

Какие могут быть внутренние триггеры?

Гнев

Чувство вины

Злость

Подавленность

Радость

Грусть

Отчаяние

Зависть

Физическая боль

Бессонница

Сексуальное возбуждение

Откуда берутся негативные эмоции?

Протокол АКПП №1 СМЭР ©

Техники КПТ при работе с аддицкицями

  1. Терапевтические отношения
  2. Когнитивная концептуализация кейса
  3. Диалог Сократа
  4. Домашние задания
  5. Анализ преимуществ-недостатков
  6. Выявление и реструктуризация убеждений
  7. Техника падающей стрелы
  8. Реатрибуция ответственности
  9. СМЭР
  10. Имаджинативные техники
  11. Техники решения проблем и техники обучения навыкам
  12. Поведенческие эксперименты
  13. Релаксация
  14. Планирование
  15. Контроль стимулов
  16. Градуированные задания

Копинг карты

Когда тяга сильна, человек теряет способность мыслить критически.

Копинговые фразы могут помочь человеку пройти через этот кризисный период.

Копинговые карты можно записать на лисе бумаги 3х5 см. Некоторые высказывания можно взять из колонки «преимущества от неиспользования наркотиков» или «список вещей, которые я могу купить на деньги, которые тратятся на кокаин».

 

Техники воображения

  1. Перефокусировка внимания

Также можно отнести к технике отвлечения внимания. Пациент переводит свое внимание с внутренних переживаний тяги на внешние события.

Перефокусировка может начинаться с проговаривания слова «стоп». Можно представить себе визуальный образ знака «СТОП», кирпичной стены или полицейского. Затем пациент начинает описывать для самого себя, что он видит вокруг.

  1. Замена негативным образом

Часто пациенты имеют мечты и сны об употреблении или проблемном поведении, особенно в первые несколько месяцев трезвости. Зачастую в своих фантазиях они представляют, как после употребления все их проблемы исчезают, картины веселья или приятные ощущения. Взамен этого, мы предлагаем вспомнить негативные ощущения, связанные с проблемным поведением. Например, неприятные физические ощущения в период абстиненции или проблемы с законом, последнюю ссору с супругой и т.д.

  1. Замена позитивным образом

Например, пациент испытывал негативные эмоции, связанные с жизненными проблемами: его брак рушился из за его употребления, отец вынужден был продать дом, в котором жил пациент. У него были образы того, как он теряет детей, как он будет вынужден отдать их в детский дом и жить в убежище. В этот момент активизировалось его глубинное убеждение беспомощности и появились мысли о том, чтобы перестать бороться за трезвость и начать вновь принимать кокаин.

Вместо этого он представил себе, как вновь устраивается на работу, покупает свой собственный дом, мирится с женой и покупает своим детям то, что ему хочется. Также он представил себе чувство глубокого удовлетворения после рабочего дня. Эта техника снизила чувство беспомощности и уровень тяги

  1. Репетиция образов

Нужна для подготовки клиента к ситуации высокого риска.

Например, пациент, находящийся в трезвости от кокаина и алкоголя на

протяжении года, планировал пойти на вечеринку, где будет выпивка. При репетиции образов терапевт попросил пациента представить, как он приходит на вечеринку и говорит «нет, спасибо, мне только сок», когда ему предложат выпить. Терапевт попросил промониторить его чувства и мысли, пока он представляет эту ситуацию. Поначалу клиент чувствовал тревогу, но потом на смену ей пришла уверенность.

  1. Замена образов тяги

Можно представить себе тягу в виде змеи, а себя в виде рыцаря, пронзающего ее копьем.

Один пациент представлял себе тягу в виде «кокаиновой чики» – он воображал прекрасную девушку, которая предлагает ему кокаин. Терапевт предложил вообразить себя директором театра, а эту девушку одной из декораций и заменить её на что то другое. Тогда клиент вообразил «кокаиновую чику» в виде бомжа, а себя в виде боксера-тяжеловеса. Совладать с тягой стало значительно проще.

Работа с убеждениям. Мишени КПТ

Убеждения об объекте зависимости формировались долгий период времени. Как следствие – они генерализованны и крайне трудны для модификации.

Например, зависимый в ходе жизни может собрать много данных, поддерживающих убеждение «наркотики-это весело и очень круто».

  • кокаин улучшает секс и множество других активностей
  • под солями я могу работать лучше
  • под травкой я пишу гениальный реп
  • Без алкоголя любое застолье – потеря времени

В связи с этим, модификация таких убеждений – крайне сложный процесс

убеждения, поддерживающие зависимость

  • убеждения о контроле
  • автоматические мысли
  • ситуации высокого риска
  • убеждения о тяге
  • убеждения о срыве
  • убеждение о рецидиве

 Расширенный протокол функциональной оценки поведения

до и после приема ПАВ (Samp, Kadden 2001)

При подготовке статьи использованы данные лекции мед.психолога, руководителя отделения Ассоциации Когнитивно Поведенческой Психотерапии в Северном Казахстане Евгения Ян.© 

свернуть

Служба экстренной психологической помощи «телефон доверия»

Общенациональная детская линия помощи: 8-801-100-16-11

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия:
8-801-100-88-01 (ежедневно с 08.00 до 20.00)

Приемная Национальной комиссии по правам ребенка находится по адресу:

220030, г. Минск, ул. Кирова, 16, каб.108, тел. 8-017-327-31-38

 

Телефоны «Доверия» экстренной психологической помощи

Минская область

8-017-202-04-01

Центры дружественного отношения к подросткам

ЦДП УЗ «Воложинская ЦРБ» г. Воложин, ул. М. Горького, 13, тел. 8 (0177) 25-57-33

 

Источник https://mir.pravo.by/edu/detipodrostki/doverie/

свернуть