РМО классных руководителей
План работы РМО классных руководителей на 2020/2021 учебный год
УТВЕРЖДАЮ
Приказ заведующего Воложинским районным учебно-методическим кабинетом
04.09.2020 № 17-ОД
ПЛАН
заседаний районного методического объединения классных руководителей
на 2020/2021 учебный год.
Методическая тема: совершенствование профессиональной компетентности классных руководителей по актуальным вопросам социальной, воспитательной и идеологической работы
Цель: развитие предметно-методической подготовки классных руководителей посредством совершенствования их профессиональных знаний и умений, творческого потенциала
№ п/п |
Тема заседаний |
Рассматриваемые вопросы |
Форма практического выхода |
1. |
Нормативные правовые и учебно-методические аспекты организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году.
|
1.Анализ социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования Воложинского района за 2019/2020 учебный год. 2. Анализ деятельности методического объединения классных руководителей за 2019/2020 учебный год. Определение задач на 2020/2021 учебный год. 3.Педагогическое общение как особый вид творчества. 4. Воспитательная система как условие творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей. 5. Роль современных медиа в развитии единого воспитательного пространства. 6.От ученического самоуправления к самовоспитанию. |
Электронное портфолио материалов |
2. |
Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащихся. |
1.Анализ деятельности классного руководителя. 2 Работа классного руководителя по сопровождению учащихся в интернет-пространстве 3. Ведение дневника путешественника. 4.Интересные и современные формы и методы работы с классным коллективом. |
Выпуск методического бюллетеня |
3. |
Современные формы работы с молодёжью как способ погружения учащихся в современный формат социальной и культурной жизни общеста.
|
1.Использование современных педагогических технологий в организации и проведении воспитательной работы. 2.Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной социокультурной ситуации. 3.Коллективные и групповые формы работы с обучающимися. 4.Коллектив как фактор развития личности. Принцип личностно-ориентированного подхода в работе с обучающимися. |
Выпуск видеодайджества |
4. |
Подведение итогов социальной, воспитательной и идеологической работы районного методического объединения классных руководителей за 2020/2021 учебный год |
1.Анализ деятельности методического объединения за учебный год. 2.Диагностика запросов и предложений педагогов, выполняющих функции классных руководителей. 2. Определение задач на 2021/2022 учебный год.
|
Профессионально-творческий отчёт работы методического объединения за учебный год «Шаги к мастерству»
|
1 заседание РМО: план
ПЛАН
районного августовского инструктивно-методического совещания классных руководителей и педагогов – организаторов учреждений образования районна
Место проведения: государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Воложина»
Дата проведения: 26.08.2020 года
Начало: 8.00
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание
Тема: нормативные правовые и учебно-методические
аспекты организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году.
Задачи:
1.Проанализировать работу РМО классных руководителей и педагогов - организаторов за 2019/2020 учебный год.
2.Изучить нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году.
3.Определить основные направления работы районного методического объединения классных руководителей и педагогов – организаторов.
Вопросы для обсуждения:
- Анализ воспитательной и идеологическая работы в учреждениях образования Воложинского района за 2019/2020 учебный год. Король Е.В., методист ГУО «Воложинский районный учебно-методического кабинет»
- Анализ деятельности методического объединения классных руководителей за 2019/2020 учебный год. Определение задач на 2020/2021 учебный год.
Руководитель районного методического объединения классных руководителей Зуй С.З.
- Анализ деятельности методического объединения педагогов-организаторов за 2019/2020 учебный год. Определение задач на 2020/2021 учебный год.
Руководитель районного методического объединения педагогов-организаторов Трацевская А.В.
4.Педагогическое общение как особый вид творчества.
Руководитель методического объединения классных руководителей ГУО «Першайский учебно –педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Назарова И.В.
- Воспитательная система как условие творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей.
Руководитель методического объединения классных руководителей ГУО «Ивенецкая средняя школа» Лапуцкая О.Р.
- Роль современных медиа в развитии единого воспитательного пространства.
Руководитель методического объединения классных руководителей ГУО «Гимназия №1 г. Воложина» Бобрик Ж.А.
- От ученического самоуправления к самовоспитанию.
Руководитель методического объединения классных руководителей ГУО «Городьковский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Харитон Е.И.
Подведение итогов.
Руководитель районного
методического объединения С.З.Зуй
СОГЛАСОВАНО:
Методист ГУО «Воложинский
районный учебно-методический кабинет» Е.В.Король
Аналіз дзейнасці класнага кіраўніка. Класны кіраўнік М. Я. Конаўка
20.11.2020Аналіз дзейнасці класнага кіраўніка
Арганізацыя працы класнага кіраўніка рэгламентуецца інструктыўна-метадычным пісьмом аб арганізацыі класнага кіраўніцтва ва ўстановах адукацыі
Арганізацыйна-выхаваўчая работа, якая праводзіцца класным кіраўніком у класе, ажыццяўляецца за межамі часу, які адводзіцца на правядзенне вучэбных заняткаў, у адпаведнасці з планам ідэалагічнай і выхаваўчай работы класнага кіраўніка на паўгоддзе .
Важным момантам у рабоце класнага кіраўніка з'яўляецца кантроль за паспяховасцю, вучэбнай дысцыплінай і наведвальнасцю навучальных заняткаў навучэнцамі. На класных гадзінахадзін раз у месяц аналізуецца стан вучэбнай працы ў класе, заслухоўваюцца справаздачы аб выкананні імі правілаў паводзін вучняў. Перш за выкарыстоўвае патэнцыял класнага калектыву для павышэння патрабаванняў да навучэнцаў па пытаннях вучобы і дысцыпліны. Правядзенне штодзённага кантролю паспяховасці з боку класнага кіраўніка дазваляе своечасова прыняць меры да ліквідацыі прабелаў у ведах шляхам правядзення індывідуальнай работы з такімі вучнямі.
Сваю разнастайную выхаваўчую працу класны кіраўнік праводзіць сумесна з дзіцячымі і моладзевымі грамадскімі аб'яднаннямі. Дадзеная работа праводзіцца ва ўзаемадзеянні з педагогамі-арганізатарамі, якія з'яўляюцца асноўнымі каардынатарамі дзейнасці арганізацый ва ўстанове адукацыі.
Класны кіраўнік атрымлівае метадычную і практычную дапамогу ў арганізацыі і правядзенні ідэалагічнайі выхаваўчай работы ў школе.
Работа класнага кіраўніка – мэтанакіраваная, сістэмная дзейнасць, якаяпабудавана на аснове праграмы выхавання вучэбнай установы адукацыі, пры гэтым улічваючы аналіз папярэдняй дзейнасці.
Аналіз выхаваўчай работы ў 6 класе
за 2019-2020 навучальны год
(з вопыту работы)
Усяго вучняў – 3
(хлопчыкаў – 1, дзяўчынак- 2)
Паспяваюць на “6”, “7”, “8”, “9”, “10” – 2 вучні
Паспявае на “5”,”6”,”7” – 1 вучань
Сярэдні ўзрост – 12 гадоў
Мэта:
Стварэнне гуманістычнай выхаваўчай прасторы класа, якая садзейнічае выхаванню канкурэнтназдольнай, усебакова развітай асобы; выхаванне экалагічнай і маральна-этычнай культуры ў вучняў.
Задачы:
*фарміраванне ў вучняў цікавасці да вучобы, матывацыі навучання, актыўнай грамадскай пазіцыі;
*развіваць сістэму работы з бацькамі і грамадскасцю праз арганізацыю сумесных мерапрыемтваў, больш актыўна працаваць з бацькамі вучняў па актывізацыі экскурсійнай работы;
*выхоўваць у вучняў любоў да малой радзімы;
* фарміраваць маральна-этычную культуру вучняў.
Выхаваўчыя задачы, якія былі пастаўлены ў пачатку мінулага вучэбнага года, садзейнічалі выхаванню ўсебакова развітай асобы. За мінулы годбылі праведзены тэматычныя класныя гадзіны, гутаркі, круглыя сталы, ролевыя гульні, конкурсы і іншыя мерапрыемствы не толькі па плану, але і пазапланавыя. Дадзеныя мерапрыемствы насілі розную тэматыку і былі накіраваны на развіццё асобы вучня. Праводзіліся заняткі па грамадзянскаму выхаванню,эстэтычнаму выхаванню і этыкету,экалагічнаму выхаванню, маральна-эстэтычнаму выхаванню, заняткі, накіраваныя на фарміравання здаровага ладу жыцця,заняткі па працоўнаму выхаванню. Акрамя таго, праводзіліся і выхаваўчыя мерапрыемствы па правілах дарожнага руху, бяспечнай жыццядзейнасці дзяцей.
На пачатак навучальнага года – 3 вучні. На канец навучальнага года – 3 вучні. Усе вучні класа наведвалі гурткі, секцыі, факультатыўныя заняткі.
Вучні у класе сталі больш дружныя, дзякуючы калектыўным паходам, паездкам, экскурсіям.Вучням цікава ўсё: прырода, старыя замкі, культура продкаў.
На працягу 2019-2020 навучальнага года была праведзена вялікая колькасць агульнашкольных мерапрыемстваў. Асабліва запомніліся вучням такія мерапрыемствы , як: гульнявая спартыўная праграма “Гадзіна рэкордаў”, Навагодні вечар”, “Масленіца”, Вечар сустрэчы выпускнікоў “Дзяцінства светлая пара”, гульня эрудытаў “Хачу ўсё ведаць” і іншыя. Гэтыя мерапрыемсвы былі цікавымі не толькі па форме, але і па зместу.
Запомніліся вучням і мерапрыемствы, якія былі праведзены ў класе: “ У свеце прафесій” , урок Памяці ”Людзі, пракляніце вайну!”, дыспут “Чалавек і прырода: трагедыя ці гармонія?”, класная гадзіна ”За крок да наркотыкаў”, круглы стол “Складаемыя здаровага ладу жыцця”, урок ”Мы – беларусы!” , гульня –конкурс “Лепшы эколаг класа”, класная гадзіна “Тайны дабрыні” і многія іншыя.
Актыўна ўдзельнічалі вучні класа і ў прадметнай нядзелі беларускай і рускай мовы і літаратуры.На працягу тыдня філалогіі вучні стваралі ланцужок-пасланне “Моўнае адзінства”.Карыснымі для вучняў былі пазнавальныя пытанні. Чытанне літаратурных твораў і выкананне лірычных песен дазволіла праявіць творчыя здольнасці вучняў.
Вучнямі 6 класа была праведзена даследчая работа “Што мы ведаем аб вас, ветэраны-аднавяскоўцы?”, пошукавая работа “Славутыя людзі Вішнева”.
Вызваў цікавасць і турнір дапытлівых “Мы беларусы!”.Мэта мерапрыемства: стварыць умовы для фарміравання грамадзянскасціі патрыятызму, былі дасягнуты.
Вучні 6 класа прынялі актыўны ўдзел у акцыях: валанцёрскі рэйд “Памяць”, “Міласэрнасць”, у валанцёрскай акцыі “Падзяліся цяплом душы сваёй, удзельнічалі ў акцыі “Святыні Вішнева”
Цікавымі былі інфармацыйныя гадзіны: “Хвала рукам, што пахнуць хлебам”, “Правы чалавека - найважнейшая каштоўнасць дзяржавы”, “Формула поспеху “, “Яны - наша мінулае, мы – іх будучыня” ( да Дня пажылых людзей) і іншыя.
У класе фарміруюцца традыцыі, якія ўмацоўваюць класны калектыў, развіваюць станоўчыя якасці ўсяго калектыву і аддзельнага вучня ў ім.
Вывады: - У новым навучальным 2020/2021 годзе неабходна больш увагі ўдзяляць рабоце з бацькамі;
-Актывізаваць работу па прафарыетацыі вучняў;
-Прадоўжыць реалізацыю мэты і задач,якія былі пастаўлены перад класным калектывам у мінулым вучэбным годзе. Класны кіраўнік М. Я. Конаўка
Работа классного руководителя по сопровождению учащихся в интернет-пространстве
20.11.2020Работа классного руководителя
по сопровождению учащихся в интернет-пространстве
Стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет оказывает влияние на процесс формирования ценностных и социальных норм подрастающего поколения. В настоящее время в самостоятельную жизнь входят подростки, социализация которых происходит в меняющихся условиях зарождающегося информационного общества.
Анонимность общения в Интернете и использование таких средств связи, как чаты, видеочаты, электронная почта и система обмена мгновенными сообщениями, способствует быстрому возникновению доверительных и дружеских отношений в подростковой среде. Но внутри подросткового сетевого сообщества существует такая же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как и в условиях реального общения. Современная интернет-среда, являясь виртуальной социальной средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным. В проживании этих ролей подросток испытывает необходимость либо принимать, либо отвергать ценности, установки и идеалы, которые эти роли подразумевают Виртуальное пространство затормаживает поиск молодыми людьми своей идентичности в реальном мире.
Так, учащиеся 9 класса (в классе 9 человек) 15.09.2020 писали сочинение-размышление "Социальные сети – за и против", после удалось установить, что 65% (6 опрошенных ребят) используют Интернет каждый день, 35 % (3 учащихся) -- 3--4 раза в неделю. Цифры показывают, насколько сильно зависят подростки от Интернета. Высказывания самих учащихся указывают на то, что ребята осознают, насколько затягивающей может быть работа за компьютером: "Зашел в Интернет на 15 минут, а просидел до ночи".
На вопрос "Для чего Вы чаще всего используете Интернет?" 65 % (6 учащихся) ответили, что в основном для общения с друзьями и установления новых контактов в чате; 11% (1 учащийся) -- для подготовки к урокам; 11% (1 учащийся)-- для поиска информации, знакомства с новостями из различных сфер жизни; 11% (1 учащийся) -- для онлайн-игр с виртуальными друзьями и знакомыми. Ответы указывают на то, что подростки используют Интернет в большей степени как развлекательный ресурс, а не как информационный. Лишь трое опрошенных отметили, что посещают сайты, содержащие информацию по учебным дисциплинам, иногда читают виртуальные книги, а чаще всего их прослушивают (35%).
В тандеме с психологом проводили анкетирование, рассматривались вопросы о влиянии интернет-общения на культуру учащихся. Опрос показал, что 44 % подростков согласны с утверждением, что интернет-сленг влияет на изменение словарного запаса человека; 22 % указали, что использовать нецензурные фразы -- это "прикольно" и "модно"; 22 % отметили, что при общении в Интернете является нормой допускать неправильное написание слов, не ставить знаки препинания; 11 % согласились с утверждением, что общение в социальных сетях негативно сказывается на грамотности, снижает культуру общения между подростками.
На вопрос "Знают ли родители, чем живут их дети в Интернете?" были получены следующие ответы: 56 % указали, что родители "особенно не вникают"; 34 % отметили, что у них часто возникают конфликтные ситуации с родителями из-за продолжительности работы за компьютером; 11 % ответили, что родители стараются контролировать их деятельность в Интернете; 56 % указали, что родители против их деятельности в Интернете, если это не касается подготовки к урокам, однако дальше словесных ограничений дело не движется. Результаты опроса указывают на тот факт, что большинство родителей не владеет информацией, чем живут их дети в Интернете и какую негативную роль онлайн-общение может играть в личностном развитии их ребенка.
Полученные данные позволяют утверждать, Интернет объединяет значительные группы подростков с определенными интересами, формирует межличностные отношения, влияет на их психологическое состояние. Можно сделать вывод, что Интернет и социальные сети занимают значительное место в жизни школьников, выступая в качестве средства общения и способа проведения досуга. Длительное пребывание в социальных сетях зачастую отрывает ребят от общения реального, так необходимого для полноценного развития личности.
Таким образом, необходимы формы взаимодействия на уровне классный руководитель -- учащийся -- родители в вопросах позитивной социализации подростков в онлайн-пространстве. Ведь в настоящее время низкая эффективность профилактики девиантного поведения усугубляется недостаточной информированностью родителей и детей о характере и направленности деструктивного воздействия Интернета.
По моему мнению, наиболее эффективные формы взаимодействия классного руководителя с субъектами воспитательного процесса следующие:
организация консультирования для оказания помощи подросткам, страдающим зависимостью от сетевых сообществ;
проведение тематических классных часов (например, "Как правильно искать друзей и знакомых в социальной сети", "Как собрать команду единомышленников в социальной сети"; «Как не допустить интернет-зависимости");
проведение опросов по вопросам профилактики девиантного поведения подростков; просмотров и обсуждения видеороликов «Твой выбор -- твоя судьба"
Разработана памятка для родителей «Как избежать компьютерной зависимости»
Колоскова Елена Валерьевна
Классный руководитель 9 класса
Руководитель МО классных руководителей
Яршевичского детского сада – средней школы
Ведение Дневника путешественника
20.11.2020Ведение Дневника путешественника
Важным дополнением активизации и упорядочения туристско-экскурсионной работы c обучающимися учреждений образования Республики Беларусь является внедрение в образовательный процесс Дневника путешественника (далее – Дневник).
Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.
В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.
Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионно-исследовательской работы обучающихся учреждений образования, совершенствование форм организации исследовательской работы обучающихся в области краеведения, углубление знаний обучающихся по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.
Дневник путешественника предназначен для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси.
Экскурсионные объекты можно посещать как в составе организованных групп, так и самостоятельно с родителями, с друзьями, с одноклассниками.
Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.
В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается.
Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Туристско-экскурсионная работа.
Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др.
Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Маршрут экскурсии/похода» – указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте;
«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»);
«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися.
«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника, классный руководитель ставит подпись.
Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др.
В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися.
«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные объекты на карте.
Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать ее до конца: рассчитать, где написать название, сделать значок объекта; при заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др.
В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения.
Если обучающимся не предоставляется возможности поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, фотография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Также, если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута похода может быть печать учреждения образования.
В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода. Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно делаются ссылки на фотографии.
Учитывая санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране, рекомендуем совершать индивидуальные (семейные) экскурсии/походы или экскурсии/походы в малых группах, соблюдая меры социального дистанцирования.
При организации экскурсий/походов необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности обучающихся, неукоснительно соблюдая требования Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», выполнение постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 года № 35а «Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 года № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров» и др.
Подготовила Наталья Ивановна Артюкевич, руководитель МО классных руководителей ГУО «Дорский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»
Интересные и современные формы и методы работы с классным коллективом
20.11.2020Интересные и современные формы и методы работы с классным коллективом
Педагогическая практика выработала различные формы внеклассной воспитательной работы.
Форма воспитательной работы, по определению Е.В. Титовой - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:
- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.).
Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).
Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
- эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т.д.).
Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.
К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия - Игры - Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ
«Брейн-ринг» - игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения. «Турнир-викторина» - состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).
«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый учащийся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
«Спрашивали-отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у ребят о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между ребятами в группе, затем подбирается материал, и готовятся выступления.
«Информация +» - это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме: внутренняя и внешняя политика страны; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта. «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.
Тематический информационный час - более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого - выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников.
Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе с учащимися.
По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные задания для учащихся, уточняется порядок проведения тематического информационного часа.
В роли ведущего может выступать как сам преподаватель, так и один из ребят (в зависимости от темы и формы проведения), лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех ребят класса в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике. Очень важно также научить самостоятельно выделять главное в предлагаемом материале
Формы проведения тематических информационных часов
«Беседа «за круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением старшеклассников в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими ребятами. Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или кем-то из ребят, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого ребята дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.
«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.
«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.
«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.
«Тематический блиц-опрос» - представляет собой собственные видеосюжеты старшеклассников по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как ученики, так и учителя, тех. персонал, родители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание старшеклассников к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.
«Пресс-турнир» - форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира учащиеся делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.
«Информационный журнал» - форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами ребята).
В современной школе при организации учебной деятельности широко используются различные технологии. Эти технологии очень успешно можно использовать и во внеклассной работе. Технологии вооружают методами и формами для достижения поставленных целей не зависимо от содержания темы. Вот примеры классных часов с использованием некоторых технологий.
Технология французских мастерских
Друг
Цель:
-выявить черты характера человека, которые помогают поддерживать дружеские отношения, способствовать сплочению классного коллектива; научить ценить дружбу; формировать понятия «друг»;
-развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать дружеские отношения в коллективе.
- Саморегуляция.
Учащиеся и учитель садятся по кругу. По очереди каждый называет имя своего друга. Дарят друг другу улыбки.
- Индукция .
-Вспомните песни о друге, дружбе. («С голубого ручейка начинается река», «Друг в беде не бросит…» и т.д.)
- Самоконструкция.
Запишите качества друга. Каким он должен быть?
Социализация. Ученики зачитывают свои записи, дополняя их записями других учащихся (добрым, внимательным, щедрым, готовым помочь и т.д.)
- Социоконструкция.
Работа в группах
-Обсудите, какие качества, из записанных, есть у вас и у соседа по группе. Выделите основные качества своего друга и всей группы в целом. Нарисуйте друга и постарайтесь изобразить его качества характера. Подготовьте защиту рисунка (можно стихи, песни или другая форма).
- Разрыв
Подумайте и выберите одноклассника, которому присущи все эти качества. Назовите его.
Названным учащимся вручаются медали «друг».
6.Афиширование.
Выставка и защита групповых работ.
- Рефлексия.
Игра «Венок»
Учащиеся становятся в круг, каждый кладет руку на плечо своему товарищу. Говорит ему комплимент и слова благодарности, затем все вместе поют песню «Улыбка».
Технология интерактивной игры "Братья наши меньшие"
Цель:
-развивать творческие способности, коммуникативность;
-воспитывать ответственность за тех, кого приручили, прививать любовь к животным.
1.Создание эмоционального настроения.
Игра «Поменяйтесь местами те, кто …»
Учащиеся сидят по кругу. Ведущий называет какой-либо общий признак и предлагает пересесть тем, кому он присущ.
-Поменяйтесь местами те, кто любит животных; у кого есть домашние животные; у кого есть кот; у кого есть собака; у кого есть другие животные и т.д.
- Введение в тему.
Игра «Визитка»
Учащимся предлагается в парах рассказать о своем домашнем животном (если нет, то о любом животном), на карточке написать его кличку и нарисовать . Затем в парах учащиеся представляют визитку друг друга и кратко рассказывают о животном, которое есть у товарища по игре.
- Слово учителя.
Учитель говорит о бездомных животных. Учащимся предлагается подумать, почему есть бездомные животные.
- Творческая работа учащихся.
Игра «Шляпа»
Учащимся предлагается достать из шляпы жетоны, не заглядывая в неё. В результате группа делится на три микрогруппы. Каждая группа получает шляпу соответствующего цвета, в которой лежит задание:
- Шляпа – «любовь»: обсудите в группе и сделайте коллаж «За что мы любим животных?»
- Шляпа – «забава»: обсудите в группе и сделайте коллаж «Почему животные нуждаются в нашей заботе?»
- Шляпа – «ответственность»: обсудите в группе и сделайте коллаж «Ты в ответе за тех, кого приручил?»
5.Афиширование.
Афиширование коллажей.
- Итоговое слово учителя.
Учитель зачитывает строки из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и рекомендует почитать все произведение.
- Выставка творческих работ.
Выставка коллажей и фотовыставка домашних животных.
Большой популярностью среди учащихся пользуется игра-квест.
Квест (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Идея такого развлечения пришла из Америки и Европы, где распространены салонные детективные игры.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества.
Формы проведения классных и информационных часов
«Брейн-ринг»
«Информ-дайджест»
«Спрашивали-отвечаем»
«Информация +»
«Беседа «за круглым столом»
«Политическая дискуссия»
«Как это было»
«Годы и люди»
«Пресс- конференция»
«Тематический блиц-опрос»
«Пресс-турнир»
«Информационный журнал»
«Квест-игра»
Подготовила Малинина Вероника Петровна, УПК «Пугачевский детский сад-средняя школа»
Класная гадзіна "Мэты для лепшага мяне"
- .mp4 (3.1Гб)
- Скачать