РМО классных руководителей

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ "ЛИДЕР. КТО ОН? КАКОЙ ОН?"

План работы РМО классных руководителей на 2020/2021 учебный год

УТВЕРЖДАЮ

Приказ заведующего Воложинским районным учебно-методическим кабинетом 

04.09.2020  № 17-ОД

ПЛАН

заседаний районного методического объединения  классных руководителей

на 2020/2021 учебный год.

 

 

Методическая тема:  совершенствование профессиональной компетентности классных руководителей по  актуальным вопросам социальной, воспитательной и идеологической работы

Цель: развитие предметно-методической подготовки классных руководителей посредством совершенствования их профессиональных знаний и умений, творческого потенциала

 

№ п/п

Тема заседаний

Рассматриваемые вопросы

Форма практического выхода

1.

Нормативные правовые и учебно-методические аспекты организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году.

 

1.Анализ социальной,  воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования Воложинского района за  2019/2020 учебный год.

2. Анализ деятельности методического объединения  классных руководителей за 2019/2020 учебный год. Определение задач на 2020/2021 учебный год.

3.Педагогическое общение как особый вид творчества.

4. Воспитательная система как условие творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей.

5. Роль современных медиа в развитии единого воспитательного пространства.

6.От ученического самоуправления к самовоспитанию.

Электронное портфолио материалов

2.

Роль  классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащихся.

1.Анализ деятельности классного руководителя.

2 Работа  классного руководителя по сопровождению учащихся в интернет-пространстве

3. Ведение дневника путешественника.

4.Интересные и современные формы и методы работы с классным коллективом.

Выпуск методического бюллетеня

3.

Современные формы работы с молодёжью как  способ погружения учащихся в современный формат социальной и культурной жизни общеста.

 

1.Использование современных педагогических технологий в организации и      проведении воспитательной работы.

2.Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной социокультурной ситуации.

3.Коллективные и групповые формы работы с обучающимися.

4.Коллектив как фактор развития личности. Принцип личностно-ориентированного подхода в работе с обучающимися.

Выпуск видеодайджества

4.

Подведение итогов социальной, воспитательной и идеологической работы районного методического объединения классных руководителей за 2020/2021 учебный год

1.Анализ деятельности методического объединения  за учебный год.

2.Диагностика запросов и предложений педагогов, выполняющих функции классных руководителей.

2. Определение задач на 2021/2022 учебный год.

 

Профессионально-творческий отчёт работы методического объединения  за учебный год «Шаги к мастерству»

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

1 заседание РМО: план

ПЛАН

районного августовского инструктивно-методического совещания  классных руководителей и педагогов – организаторов учреждений образования районна

 

Место проведения:  государственное учреждение образования  «Средняя  школа №1 г. Воложина»

Дата проведения:      26.08.2020 года

Начало:                      8.00  

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание               

Тема:   нормативные правовые и учебно-методические

аспекты  организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году.

Задачи:

1.Проанализировать работу РМО классных руководителей и педагогов - организаторов за 2019/2020 учебный год.

2.Изучить нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году.

3.Определить основные направления работы районного методического объединения классных руководителей и педагогов – организаторов.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Анализ воспитательной и идеологическая работы в учреждениях образования Воложинского района за  2019/2020 учебный год.                          Король Е.В., методист ГУО «Воложинский районный  учебно-методического кабинет»
  2. Анализ деятельности методического объединения классных руководителей за 2019/2020 учебный год. Определение задач на 2020/2021 учебный год.

Руководитель районного методического объединения классных руководителей   Зуй С.З.

  1. Анализ деятельности методического объединения педагогов-организаторов за 2019/2020 учебный год. Определение задач на 2020/2021 учебный год.

Руководитель районного методического объединения педагогов-организаторов Трацевская А.В.

4.Педагогическое общение как особый вид творчества.

Руководитель методического объединения классных руководителей  ГУО «Першайский учебно –педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Назарова И.В.

  1. Воспитательная система как условие творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей.

Руководитель методического объединения классных руководителей   ГУО «Ивенецкая средняя школа»   Лапуцкая О.Р.

  1. Роль современных медиа в развитии единого воспитательного пространства.

 Руководитель методического объединения классных руководителей   ГУО «Гимназия №1 г. Воложина»  Бобрик Ж.А.

  1. От ученического самоуправления к самовоспитанию.

Руководитель методического объединения классных руководителей   ГУО «Городьковский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»  Харитон Е.И.

 

Подведение итогов.

 

 

Руководитель районного

методического объединения                                                 С.З.Зуй

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Методист ГУО «Воложинский

районный  учебно-методический кабинет»                       Е.В.Король

свернуть

Аналіз дзейнасці класнага кіраўніка. Класны кіраўнік М. Я.  Конаўка

20.11.2020

Аналіз дзейнасці класнага кіраўніка 

 Арганізацыя працы класнага кіраўніка рэгламентуецца інструктыўна-метадычным пісьмом аб арганізацыі класнага кіраўніцтва ва ўстановах адукацыі

Арганізацыйна-выхаваўчая работа, якая праводзіцца класным кіраўніком у класе, ажыццяўляецца за межамі часу, які адводзіцца на правядзенне вучэбных заняткаў, у адпаведнасці з планам ідэалагічнай і выхаваўчай работы класнага кіраўніка на  паўгоддзе .

Важным момантам у рабоце класнага кіраўніка з'яўляецца кантроль за паспяховасцю, вучэбнай дысцыплінай і наведвальнасцю навучальных заняткаў навучэнцамі. На класных гадзінахадзін раз у месяц аналізуецца стан вучэбнай працы ў класе, заслухоўваюцца справаздачы аб выкананні імі правілаў паводзін вучняў. Перш за выкарыстоўвае патэнцыял класнага калектыву для павышэння патрабаванняў да навучэнцаў па пытаннях вучобы і дысцыпліны. Правядзенне штодзённага кантролю паспяховасці з боку класнага кіраўніка дазваляе своечасова прыняць меры да ліквідацыі прабелаў у ведах шляхам правядзення індывідуальнай работы з такімі вучнямі.

Сваю разнастайную выхаваўчую працу класны кіраўнік праводзіць сумесна з дзіцячымі і моладзевымі грамадскімі аб'яднаннямі. Дадзеная работа праводзіцца ва ўзаемадзеянні з педагогамі-арганізатарамі, якія з'яўляюцца асноўнымі каардынатарамі дзейнасці арганізацый ва ўстанове адукацыі.

        Класны кіраўнік атрымлівае метадычную і практычную дапамогу ў арганізацыі і правядзенні ідэалагічнайі выхаваўчай работы ў школе.

Работа класнага кіраўніка – мэтанакіраваная, сістэмная  дзейнасць, якаяпабудавана на аснове праграмы выхавання вучэбнай установы адукацыі, пры гэтым улічваючы аналіз папярэдняй дзейнасці.

 

 

Аналіз выхаваўчай работы ў 6 класе

за  2019-2020 навучальны год

(з вопыту работы)

Усяго вучняў – 3

(хлопчыкаў – 1, дзяўчынак- 2)

 Паспяваюць на “6”, “7”, “8”, “9”, “10” –  2 вучні

Паспявае на “5”,”6”,”7” – 1 вучань

Сярэдні ўзрост – 12 гадоў

 

Мэта:

Стварэнне гуманістычнай выхаваўчай прасторы класа, якая садзейнічае выхаванню канкурэнтназдольнай, усебакова развітай асобы; выхаванне экалагічнай і маральна-этычнай культуры ў вучняў.

Задачы:

*фарміраванне ў вучняў цікавасці да вучобы, матывацыі навучання, актыўнай грамадскай пазіцыі;

*развіваць сістэму работы з бацькамі і грамадскасцю праз арганізацыю  сумесных мерапрыемтваў, больш актыўна працаваць з бацькамі вучняў па актывізацыі экскурсійнай работы;

*выхоўваць  у вучняў любоў да  малой радзімы;

* фарміраваць маральна-этычную культуру  вучняў.

Выхаваўчыя задачы, якія былі пастаўлены ў пачатку мінулага вучэбнага года, садзейнічалі выхаванню ўсебакова развітай асобы. За мінулы годбылі праведзены тэматычныя класныя гадзіны, гутаркі, круглыя сталы, ролевыя гульні, конкурсы і  іншыя мерапрыемствы не толькі па плану,  але і пазапланавыя. Дадзеныя мерапрыемствы насілі розную тэматыку і былі накіраваны на развіццё асобы вучня. Праводзіліся заняткі па грамадзянскаму выхаванню,эстэтычнаму выхаванню і этыкету,экалагічнаму выхаванню, маральна-эстэтычнаму выхаванню, заняткі, накіраваныя на фарміравання здаровага ладу жыцця,заняткі па працоўнаму выхаванню. Акрамя таго, праводзіліся і выхаваўчыя мерапрыемствы па правілах дарожнага руху, бяспечнай жыццядзейнасці дзяцей.

На пачатак навучальнага года – 3 вучні.  На канец навучальнага года – 3 вучні. Усе вучні класа наведвалі гурткі, секцыі, факультатыўныя заняткі.

Вучні у класе сталі больш дружныя, дзякуючы калектыўным паходам, паездкам, экскурсіям.Вучням  цікава ўсё: прырода, старыя замкі, культура продкаў.

На працягу  2019-2020 навучальнага года была праведзена вялікая колькасць агульнашкольных мерапрыемстваў. Асабліва запомніліся вучням такія мерапрыемствы , як: гульнявая спартыўная праграма “Гадзіна рэкордаў”, Навагодні вечар”, “Масленіца”, Вечар сустрэчы выпускнікоў “Дзяцінства светлая пара”, гульня эрудытаў “Хачу ўсё ведаць” і іншыя. Гэтыя мерапрыемсвы былі цікавымі не толькі па форме, але і па зместу.

Запомніліся вучням і мерапрыемствы, якія былі праведзены ў класе:  “ У свеце прафесій” , урок  Памяці ”Людзі, пракляніце вайну!”, дыспут “Чалавек і прырода: трагедыя ці гармонія?”, класная гадзіна ”За крок да наркотыкаў”, круглы стол “Складаемыя здаровага ладу жыцця”, урок ”Мы – беларусы!” , гульня –конкурс “Лепшы эколаг класа”, класная гадзіна “Тайны дабрыні”   і многія іншыя.

Актыўна ўдзельнічалі вучні класа і ў прадметнай нядзелі беларускай і рускай мовы і літаратуры.На працягу тыдня філалогіі вучні стваралі ланцужок-пасланне  “Моўнае адзінства”.Карыснымі для вучняў былі пазнавальныя пытанні. Чытанне літаратурных твораў і выкананне лірычных песен дазволіла праявіць творчыя здольнасці вучняў.

Вучнямі 6  класа была праведзена даследчая работа “Што мы ведаем аб вас, ветэраны-аднавяскоўцы?”, пошукавая работа “Славутыя людзі Вішнева”.

Вызваў цікавасць і турнір дапытлівых  “Мы беларусы!”.Мэта мерапрыемства: стварыць умовы для фарміравання грамадзянскасціі патрыятызму, былі дасягнуты.

Вучні 6 класа прынялі актыўны ўдзел у акцыях: валанцёрскі рэйд “Памяць”, “Міласэрнасць”, у валанцёрскай акцыі “Падзяліся цяплом душы сваёй, удзельнічалі ў  акцыі “Святыні Вішнева”

 Цікавымі былі інфармацыйныя гадзіны:  “Хвала рукам, што пахнуць хлебам”, “Правы чалавека - найважнейшая каштоўнасць дзяржавы”, “Формула поспеху “, “Яны - наша мінулае, мы – іх будучыня” ( да Дня пажылых людзей) і іншыя.

У класе фарміруюцца традыцыі, якія ўмацоўваюць класны калектыў, развіваюць станоўчыя якасці ўсяго калектыву і аддзельнага вучня ў ім.

Вывады: - У новым навучальным 2020/2021 годзе неабходна больш увагі ўдзяляць рабоце з бацькамі;

-Актывізаваць работу па прафарыетацыі вучняў;

-Прадоўжыць  реалізацыю мэты і задач,якія былі пастаўлены перад класным калектывам у мінулым вучэбным годзе.                                             Класны кіраўнік                      М. Я.  Конаўка

свернуть

Работа классного руководителя по сопровождению учащихся в интернет-пространстве

20.11.2020
Автор: Колоскова Елена Валерьевна, классный руководитель 9 класса, руководитель МО классных руководителей Яршевичского детского сада – средней школы
развернуть

Работа классного руководителя

по сопровождению учащихся в интернет-пространстве

 

Стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет оказывает влияние на процесс формирования ценностных и социальных норм подрастающего поколения. В настоящее время в самостоятельную жизнь входят подростки, социализация которых происходит в меняющихся условиях зарождающегося информационного общества.

Анонимность общения в Интернете и использование таких средств связи, как чаты, видеочаты, электронная почта и система обмена мгновенными сообщениями, способствует быстрому возникновению доверительных и дружеских отношений в подростковой среде. Но внутри подросткового сетевого сообщества существует такая же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как и в условиях реального общения. Современная интернет-среда, являясь виртуальной социальной средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным. В проживании этих ролей подросток испытывает необходимость либо принимать, либо отвергать ценности, установки и идеалы, которые эти роли подразумевают Виртуальное пространство затормаживает поиск молодыми людьми своей идентичности в реальном мире.

Так, учащиеся 9 класса (в классе 9 человек) 15.09.2020 писали сочинение-размышление "Социальные сети – за и против", после  удалось установить, что 65% (6 опрошенных ребят) используют Интернет каждый день, 35 % (3 учащихся) -- 3--4 раза в неделю. Цифры показывают, насколько сильно зависят подростки от Интернета. Высказывания самих учащихся указывают на то, что ребята осознают, насколько затягивающей может быть работа за компьютером: "Зашел в Интернет на 15 минут, а просидел до ночи".

На вопрос "Для чего Вы чаще всего используете Интернет?" 65 % (6 учащихся) ответили, что в основном для общения с друзьями и установления новых контактов в чате; 11% (1 учащийся) -- для подготовки к урокам; 11% (1 учащийся)-- для поиска информации, знакомства с новостями из различных сфер жизни; 11% (1 учащийся) -- для онлайн-игр с виртуальными друзьями и знакомыми. Ответы указывают на то, что подростки используют Интернет в большей степени как развлекательный ресурс, а не как информационный. Лишь трое опрошенных отметили, что посещают сайты, содержащие информацию по учебным дисциплинам, иногда читают виртуальные книги, а чаще всего их прослушивают (35%).

В тандеме с психологом  проводили анкетирование, рассматривались вопросы о влиянии интернет-общения на культуру учащихся. Опрос показал, что 44 % подростков согласны с утверждением, что интернет-сленг влияет на изменение словарного запаса человека; 22 % указали, что использовать нецензурные фразы -- это "прикольно" и "модно"; 22 % отметили, что при общении в Интернете является нормой допускать неправильное написание слов, не ставить знаки препинания; 11 % согласились с утверждением, что общение в социальных сетях негативно сказывается на грамотности, снижает культуру общения между подростками.

На вопрос "Знают ли родители, чем живут их дети в Интернете?" были получены следующие ответы: 56 % указали, что родители "особенно не вникают"; 34 % отметили, что у них часто возникают конфликтные ситуации с родителями из-за продолжительности работы за компьютером; 11 % ответили, что родители стараются контролировать их деятельность в Интернете; 56 % указали, что родители против их деятельности в Интернете, если это не касается подготовки к урокам, однако дальше словесных ограничений дело не движется. Результаты опроса указывают на тот факт, что большинство родителей не владеет информацией, чем живут их дети в Интернете и какую негативную роль онлайн-общение может играть в личностном развитии их ребенка.

Полученные данные позволяют утверждать, Интернет объединяет значительные группы подростков с определенными интересами, формирует межличностные отношения, влияет на их психологическое состояние. Можно сделать вывод, что Интернет и социальные сети занимают значительное место в жизни школьников, выступая в качестве средства общения и способа проведения досуга. Длительное пребывание в социальных сетях зачастую отрывает ребят от общения реального, так необходимого для полноценного развития личности.

Таким образом, необходимы формы взаимодействия на уровне классный руководитель -- учащийся -- родители в вопросах позитивной социализации подростков в онлайн-пространстве. Ведь в настоящее время низкая эффективность профилактики девиантного поведения усугубляется недостаточной информированностью родителей и детей о характере и направленности деструктивного воздействия Интернета.

По моему мнению, наиболее эффективные формы взаимодействия классного руководителя с субъектами воспитательного процесса следующие:

организация консультирования для оказания помощи подросткам, страдающим зависимостью от сетевых сообществ;

проведение тематических классных часов (например, "Как правильно искать друзей и знакомых в социальной сети", "Как собрать команду единомышленников в социальной сети"; «Как не допустить интернет-зависимости");

проведение опросов по вопросам профилактики девиантного поведения подростков; просмотров и обсуждения видеороликов «Твой выбор -- твоя судьба"

Разработана памятка для родителей «Как избежать компьютерной зависимости»

 

 

Колоскова Елена Валерьевна

Классный руководитель 9 класса

Руководитель МО классных руководителей

Яршевичского детского сада – средней школы

свернуть

Ведение Дневника путешественника

20.11.2020
Автор: Наталья Ивановна Артюкевич,  руководитель  МО классных руководителей ГУО «Дорский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»
развернуть

Ведение Дневника путешественника

Важным дополнением активизации и упорядочения туристско-экскурсионной работы c обучающимися учреждений образования Республики Беларусь является внедрение в образовательный процесс Дневника путешественника (далее – Дневник).

Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.

В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.

         Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионно-исследовательской работы обучающихся учреждений образования, совершенствование форм организации исследовательской работы обучающихся в области краеведения, углубление знаний обучающихся по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.

         Дневник путешественника предназначен для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси.

        Экскурсионные объекты можно посещать как в составе организованных групп, так и самостоятельно с родителями, с друзьями, с одноклассниками.

Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования.

Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.

В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.

Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах.

Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается.

Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Туристско-экскурсионная работа.

Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др.

Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения.

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:

«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);

«Маршрут экскурсии/похода» –  указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте;

«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»);

«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися.

«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.

В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника, классный руководитель ставит подпись.

Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др.

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:

«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);

«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися.

«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.

По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные объекты на карте.

Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать ее до конца: рассчитать, где написать название, сделать значок объекта; при заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др.

В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения.

Если обучающимся не предоставляется возможности поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, фотография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Также, если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута похода может быть печать учреждения образования.

В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода. Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно делаются ссылки на фотографии.

Учитывая санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране, рекомендуем совершать индивидуальные (семейные) экскурсии/походы или экскурсии/походы в малых группах, соблюдая меры социального дистанцирования.

При организации экскурсий/походов необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности обучающихся, неукоснительно соблюдая требования Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», выполнение постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 года № 35а «Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 года № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров» и др.

 

Подготовила Наталья Ивановна Артюкевич,  руководитель  МО классных руководителей ГУО «Дорский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

свернуть

Интересные и современные формы и методы работы с классным коллективом

20.11.2020
Автор: Малинина Вероника Петровна, УПК «Пугачевский      детский сад-средняя школа»
развернуть

Интересные и современные формы и методы работы с классным коллективом

 

Педагогическая практика выработала различные формы внеклассной воспитательной работы. 

Форма воспитательной работы, по определению Е.В. Титовой - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.).  Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;

- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.).

Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).

Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

 Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

 Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

 Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они: 

-   предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.); 

-   обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

-  эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т.д.).

Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

 Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.

К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия - Игры - Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.

 

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ

 

«Брейн-ринг» -  игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения. «Турнир-викторина» - состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания). 

«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый  учащийся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали-отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у ребят о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между ребятами в группе, затем подбирается материал, и готовятся выступления.

«Информация +» - это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме: внутренняя и внешняя политика страны; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта. «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой. 

Тематический информационный час - более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого - выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. 

Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе с учащимися. 

 По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные задания для учащихся, уточняется порядок проведения тематического информационного часа. 

 В роли ведущего может выступать как сам преподаватель, так и один из ребят (в зависимости от темы и формы проведения), лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех ребят класса в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике. Очень важно также научить  самостоятельно выделять главное в предлагаемом материале 

Формы проведения тематических информационных часов

 

«Беседа «за круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением старшеклассников в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими ребятами. Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или кем-то из ребят, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого ребята дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме. 

«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения. 

 «Как это было» - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

 «Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики, спорта у нас в стране и за рубежом. 

 «Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения. 

«Тематический блиц-опрос» - представляет собой собственные видеосюжеты старшеклассников по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте  учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как ученики, так и учителя, тех. персонал, родители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание старшеклассников к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

 «Пресс-турнир» - форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира учащиеся делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению. 

         «Информационный журнал» - форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами ребята). 

В современной школе при организации учебной деятельности широко используются различные  технологии. Эти технологии очень успешно можно использовать и во внеклассной работе. Технологии вооружают  методами и формами для достижения поставленных целей не зависимо от содержания темы. Вот примеры  классных часов с использованием некоторых технологий.

Технология французских  мастерских

Друг

Цель:

-выявить черты характера человека, которые помогают поддерживать дружеские отношения, способствовать сплочению классного коллектива; научить ценить дружбу; формировать понятия «друг»;

-развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать дружеские отношения в коллективе.

  1. Саморегуляция.

Учащиеся и учитель садятся по кругу. По очереди каждый называет имя своего друга. Дарят друг другу улыбки. 

  1. Индукция .

-Вспомните песни о друге, дружбе. («С голубого ручейка начинается река», «Друг в беде не бросит…» и т.д.)

  1. Самоконструкция.

Запишите качества друга. Каким он должен быть?

Социализация. Ученики зачитывают свои записи, дополняя их записями других учащихся (добрым, внимательным, щедрым, готовым помочь и т.д.)

  1. Социоконструкция.

Работа в группах

-Обсудите, какие качества, из записанных, есть у вас и у соседа по группе. Выделите основные качества своего друга и всей группы в целом. Нарисуйте друга и постарайтесь изобразить его качества характера. Подготовьте  защиту рисунка (можно стихи, песни или другая форма).

  1. Разрыв

Подумайте и выберите одноклассника, которому присущи все эти качества. Назовите его.

Названным учащимся вручаются медали «друг».

6.Афиширование.

Выставка и защита групповых работ.

  1. Рефлексия.

Игра «Венок»

Учащиеся становятся в круг, каждый кладет руку на плечо своему товарищу. Говорит ему комплимент и слова благодарности, затем все вместе поют песню «Улыбка».

Технология интерактивной игры "Братья наши меньшие"

Цель:

-развивать творческие способности, коммуникативность;

-воспитывать ответственность за тех, кого приручили, прививать любовь к животным.

1.Создание  эмоционального настроения.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто …»

Учащиеся сидят по кругу. Ведущий называет какой-либо общий признак и предлагает пересесть тем, кому он присущ.

-Поменяйтесь местами те, кто любит животных; у кого есть домашние животные; у кого есть кот; у кого есть собака; у кого есть другие животные и т.д. 

  1. Введение в тему.

Игра «Визитка»

Учащимся предлагается в парах рассказать о своем домашнем животном (если нет, то о любом животном), на карточке написать его кличку и нарисовать . Затем в парах учащиеся представляют визитку друг друга и кратко рассказывают о животном, которое есть у товарища по игре.

  1. Слово учителя.

Учитель говорит о бездомных животных. Учащимся предлагается подумать, почему есть бездомные животные.

  1. Творческая работа учащихся.

Игра «Шляпа»

Учащимся предлагается достать из шляпы жетоны, не заглядывая в неё. В результате группа делится на три микрогруппы. Каждая группа получает шляпу соответствующего цвета, в которой лежит задание:

  1. Шляпа – «любовь»: обсудите в группе и сделайте коллаж «За что мы любим животных?»
  2. Шляпа – «забава»: обсудите в группе и сделайте коллаж «Почему животные нуждаются в нашей заботе?»
  3. Шляпа – «ответственность»: обсудите в группе и сделайте коллаж «Ты в ответе за тех, кого приручил?»

5.Афиширование.

Афиширование коллажей.

  1. Итоговое слово учителя.

Учитель зачитывает строки из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и рекомендует почитать все произведение.

  1. Выставка творческих работ.

Выставка коллажей и фотовыставка домашних животных.

 Большой популярностью среди учащихся пользуется игра-квест. 

Квест (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Идея такого развлечения пришла из Америки и Европы, где распространены салонные детективные игры. 

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества.

 

Формы проведения классных и информационных часов

 

«Брейн-ринг»

«Информ-дайджест»

«Спрашивали-отвечаем»

«Информация +»

«Беседа «за круглым столом»

«Политическая дискуссия»

«Как это было»

«Годы и люди»

«Пресс- конференция»

«Тематический блиц-опрос»

«Пресс-турнир»

«Информационный журнал»

«Квест-игра»

 

 

Подготовила Малинина Вероника Петровна, УПК «Пугачевский      детский сад-средняя школа»

свернуть

Методический бюллетень

Класная гадзіна "Мэты для лепшага мяне"